23, 24, 25 ноября в 19:00
Малая сцена
Идиотология
Учение об идиотских основах души.
По роману Фёдора Достоевского «Идиот»
Автор инсценировки и режиссер
Сценография и костюмы
Художник по свету
Алексей Ковальчук
Композитор
Денис Хоров
Хореограф
Ася Андрианова
Линейный продюсер
Анастасия Щюрова
2 часа 20 минут

В основе дебютного спектакля Клима Козинского композиция из двух текстов: романа Фёдора Достоевского «Идиот» и философского труда предшественника классической немецкой философии Готфрида Лейбница «Монадология» (1714).

В своем трактате Лейбниц формирует модель идеального мира, в центре которого располагается душа или ее более простая форма – монада. Постигая этот мир при помощи разума, душа развивается и постепенно восходит к своему Творцу. Но ни одна философская догма не способна ухватить мир при помощи своих идей: пытаясь овладеть жизнью, она разрушает ее. Душа не может воплотить свою мечту о жизни, но и не может отказаться от идеального знания о ней.  Столкновение идей и реальности порождает войну, которая охватывает весь мир.


Князь Мышкин очарован идеей объединить два мира: мир божественного закона и мир земной. Сложно сказать, является ли князь носителем дара гениальности или это болезнь, слепость души, «идиотизм». Князь Мышкин совершает попытку изменить природу вещей, пробудить воспоминание души о своих божественных принципах, но не из храма (ведь он не священник, он светский человек), а изнутри самой жизни, тем самым нарушая естественный ход вещей. Мир вокруг него начинает рассыпаться.


Текст Лейбница в спектакле напрямую не звучит, но вплетен в музыкальную структуру спектакля, как тема. Так поверх одного узора – сюжетных перипетий романа Достоевского – плетется другой, из мира философских идей и перевертышей. Библия, которую держит в руках Аглая Епанчина, оказывается простой телефонной книжкой.  Символически путешествие души, из темного, «закатного» состояния переходящей в анилиновую ажиотацию и, наконец, в ровное состояние, отражено монохромной, отсылающей к живописи Рене Магритта, сценографией.


Стоимость билетов: от 1000 до 3000 руб.


18+

В ролях

Князь Лев Николаевич Мышкин: Павел Кравец
Парфён Семёнович Рогожин: Денис Бургазлиев (МХТ им. А.П.Чехова)
Настасья Филипповна Барашкова: Елена Морозова
Аглая Ивановна Епанчина: Анна Даукаева
Лукьян Тимофеевич Лебедев: з.а. РФ Олег Бажанов
Евгений Павлович Радомский: Евгений Самарин
Людоед: Ася Андрианова/Алена Шутова
Трейлер I
Клим Козинский:

«Достоевский не писал свои тексты для театра, он писал романы для чтения. Имея в виду практику мирового театра в обращении с текстом, можно не обратить внимания на такой пустяк. Но для меня это стало точкой отсчета. Любая крупная драматургия изначально хранит в себе диалог, направленный к игре. Драма хочет быть разыгранной. Но не любой текст к этому стремится. Существо литературы и существо театра изначально расположены в жесточайшем конфликте. Известны два способа выхода из него: либо игра расщепляет литературу и за счет художественного напряжения создает новый, «театральный» текст, либо литература подчиняет себе театр, превращая его в систему ссылок на первоисточник. Я подумал: а если вместо того, чтобы пытаться при помощи одной системы подчинить другую, попробовать их поставить друг перед другом и рассмотреть друг друга. Я сразу покинул театр, в котором кто-то кому-то должен почему-то верить, и одновременно ушел из-под литературоцентрической системы, которая чрезвычайно строптива и нуждается в сухом деликатном обслуживании. Это попытка не срастить театр и литературу, но разделить их, и при помощи этого умножить».

Клим Козинский – режиссер, автор инсценировки
Окончил Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого по специальности «кинорежиссура» и Мастерскую Индивидуальной Режиссуры Бориса Юхананова. Работал ассистентом режиссера на спектаклях «Вакханки» (режиссер Теодорос Терзопулос, Электротеатр Станиславский), «Сверлийцы». Эпизод 1 (режиссер Борис Юхананов, Электротеатр Станиславский), «Человеческое использование человеческих существ» (режиссер Ромео Кастеллуччи, Электротеатр Станиславский). Автор короткометражных кино- и видеофильмов, сценарист.
Анастасия Нефёдова – художник
Главный художник Электротеатра Станиславский. Окончила постановочный факультет Школы-студии МХАТ. Проходила стажировку в Staatstheater (Штутгарт, Германия). Работала в кино (с режиссерами И. Дыховичным, М. Вайсбергом, А. Дулерайном, Д. Брэдшоу и др.) и на телевидении. Автор более 350 костюмов к спектаклю-трилогии Бориса Юхананова «Синяя птица»; лауреат премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший художник по костюмам в музыкальном театре» за оперный сериал «Сверлийцы». Художник по костюмам спектакля «Психоз» Александра Зельдовича и арт-группы AES+F и других проектов. Совместно с бюро Wowhaus и художником Юрием Хариковым участвовала в создании интерьеров Электротеатра Станиславский. Преподает в киношколе «Cinemotion» и в Мастерской Индивидуальной Режиссуры.
Алексей Ковальчук – художник по свету

Режиссер театра и кино. Работал на кино- и телевизионных проектах. Окончил Мастерскую Индивидуальной Режиссуры Бориса Юхананова. Режиссер-постановщик фильма «Владимир Великий», театрального проекта «Электрокабаре. Опыты путешествий во времени. Вертинский и другие».

Ася Андрианова – хореограф
Актриса пластической группы Электротеатра Станиславский.

Окончила хореографический факультет Московского государственного университета культуры и искусств (кафедра танцев народов мира и современной хореографии). Автор постановок и перформансов (совместно с музыкантами, поэтами, художниками Сергеем Летовым, Виктором Николаевым и др.), реализованных на разных площадках Москвы: КЦ «ДОМ», «Пустые холмы», Московский дом композиторов и др. Среди них проекты: «Радуга с изнанки» (Фестиваль молодых хореографов, «Каннон Данс», Санкт-Петербург), выставка Владимира Луповского «Интровертный танец», перформанс «Иллюзион» (FABRIKA).

Играет в спектакле «Синяя птица» режиссера Бориса Юхананова (Электротеатр Станиславский).

Денис Хоров – композитор

Аспирант Московской государственной консерватории (МГК) им. П. И. Чайковского. Участник импровизационной группы Кu-Кu Group, музыкальных проектов «Другое пространство», «Трудности перевода», «Незначительная музыка», композиторской лаборатории в Центре им. Вс. Мейерхольда.
Автор оперы «Снегурочка» (режиссер Денис Азаров, «Боярские палаты СТД РФ», 2015). Музыка исполняется такими ансамблями как МАСМ, Студия новой музыки при МГК им. П. И. Чайковского, Nostri Temporis, eNsemble и др. 
Куратор междисциплинарных проектов на базе лаборатории «Scriabin Lab» при Центре культурных инноваций «Дом Скрябина».