7 октября, суббота, в 20:00
Основная сцена
MUSIC FOR SOLO PERFORMER


MUSIC FOR SOLO PERFORMER
Перформансы Элвина Люсье


В рамках фестиваля
EVERYTHING IS REAL
Музыка, инсталляция и перформанс пионера саунд-арта
Художественный руководитель фестиваля – Арман Гущян


Элвин ЛЮСЬЕ, перформанс (США)


Иван БУШУЕВ, флейта
Хауке ХАРДЕР, звуковой дизайн (Германия)
Андрей ТОПУНОВ, видео-арт


В программе
Элвин Люсье


Bird and Person Dyning для для исполнителя с бинауральными микрофонами, громкоговорителей и электронных звуков (1975). Первое авторское исполнение в России
Almost New York для пяти разновидностей флейты и генераторов звуковой частоты (2001). Российская премьера
Music for Solo Performer для исполнителя, многократно усиленных мозговых ритмов и ударных инструментов (1965). Российская премьера


Фестиваль Everything Is Real («Все – настоящее») посвящен творчеству легендарного композитора, одного из пионеров американской экспериментальной музыки — Элвина Люсье. Гордость фестиваля — участие в нем Люсье: как композитора и исполнителя своих знаменитых перформансов. Автор идеи и куратор фестиваля – композитор Арман Гущян.


Элвин Люсье (р.1931) – важнейшая фигура в музыке второй половины XX века, первопроходец во многих областях музыкальной композиции, перформанса, звуковой инсталляции. Продолжая поэтику наблюдения за «действующим звуком» Джона Кейджа, Элвин Люсье исследует в пространстве своего искусства физическую природу звука, психологию и физиологию его восприятия, акустические свойства пространств и другие явления физического мира, существующие как эстетический потенциал вне музыки и независимо от человека. Благодаря музыке Люсье, слушатель открывает для себя как неизвестные ему свойства звука, так и то, что он для себя считает давно известным и привычным, – как он слушает. Звук, пространство и время в творчестве Люсье выходят из тени музыкальной выразительности, превращаясь в музыку их собственного восприятия.


Впервые в России Элвин Люсье исполнит свои знаменитые перформансы, ставшие одними из первых в истории музыки произведений саунд-арта. В Электротеатре состоится первое исполнение в России легендарного перформанса Элвина Люсье “Music for Solo Performer” для исполнителя, многократно усиленных мозговых ритмов и ударных инструментов. К голове исполнителя прикрепляются электроды, снимающие электроэнцевалограмму мозговой активности. Исполнитель входит в медитативное состояние, благодаря чему в его головном мозге постепенно начинают появляться альфа-ритмы, которые усиливаются и распределяются в виде всплесков вибраций разной частоты и амплитуды по ударным инструментам, распределенным по всему залу.


Наряду с этим Элвин Люсье впервые в России исполнит свой другой знаменитый перформанс “Bird and Person Dyning” для исполнителя с бинауральными микрофонами, громкоговорителей и электронных звуков. Перформер с бинауральными микрофонами играет “в дуэте” с электронно сгенерированным птичьим щебетанием, которому он отвечает звуками обратной связи (фидбека), управляемой его перемещениями по сцене. Слушатели слышат как оригинальный электронный щебет, исходящий из одного конца зала, так и тот, который слышит сам исполнитель со своей постоянно меняющейся позиции на сцене. Благодаря этому наложению и фидбеку, возникает акустическое гетеродинирование: феномен, при котором в разных точках пространства появляются фантомные копии звуков птичьего щебета вокруг головы слушателя.


Между перформансами в исполнении Ивана Бушуева прозвучит российская премьера сочинения Люсье для пяти разновидностей флейт и генераторов звуковой частоты “Almost New York”.


Концерт будет сопровождаться оптическими и видео инсталляциями Андрея Топунова.


Фестиваль организован культурной платформой «Траектория Музыки» в партнерстве с Электротеатром Станиславский, Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, Московским международным Домом музыки, Новым Пространством Театра Наций и Мультимедиа Арт Музеем при поддержке Музыкального фонда Эрнста фон Сименса и пройдет со 2 по 7 октября на перечисленных площадках.