Основная сцена
Психоз
По пьесе Сары Кейн «4.48 психоз», Театральный проект Александра Зельдовича и AES+F
Премьера
Перевод
Валерий Нугатов и Татьяна Осколкова
Художники-постановщики
Художник по костюмам
Хореограф
Ассистент хореографа
Константин Матулевский
Автор латексных париков/объектов/головных уборов
Художник по свету
Руководитель производства CGI и анимации
Георгий Арзамасов при участии Школы компьютерной графики «Scream School»
Композер визуальных эффектов
Сергей Синицын
Ассистент режиссера
Анастасия Щюрова
Помощники режиссера
Светлана Варфоломеева, Александра Атаманчук
2 часа тридцать минут с антрактом


Премьера состоялась 22 июня 2016 года


Спектакль по пьесе Сары Кейн (1971 - 1999) «4.48 психоз» – знаковой пьесы британского драматурга поколения in-yer-face, создавшей в 1990-х новую театральную эстетику. Через шок, боль и выталкивание зрителя из зоны уверенности и комфорта тексты Сары Кейн разрушали пуленепробиваемое стекло между зрителем и спектаклем.

В спектакле занято 19 актрис разного возраста. Это хор внутренних голосов в диапазоне интонаций от иронии до истерики, от дисфории или депрессии до лирики и сарказма, фарса и гротеска.

Пределы существования женского вместе с режиссером Александром Зельдовичем исследуют художники группы AES+F, которые являются не только художниками-постановщиками спектакля, но и его соавторами.

Видеоряд (анимация 3D графики), придуманный ими, идет параллельно тексту, иногда совпадая с ним ассоциативно, иногда пребывая в сюрреалистическом несовпадении. Поэтика видеоконтента, то сказочного, то ужасного, наполнена образами архетипического женского тела, крови, молока, черного снега, психоделических цветов и насекомых.

Александр Зельдович: «Этот спектакль - dance macabre, пляска смерти, ритуал и гротеск; трагическое– это всегда дробь, где в числителе – рок, в знаменателе – человек, а в остатке каждому – по его вере».

18+

Стоимость билета от 800 р.

В ролях
Юлия Абдель Фаттах, Анна Антосик, Ольга Бынкова, Инна Головина, Анна Даукаева, Алла Казакова, Анна Мавлитова, Анна Капалева, Дарья Колпикова, Анастасия Ксенофонтова, Вера Кузнецова, Татьяна Майст, Дарья Макарова, Елена Морозова, з. а. РФ Татьяна Назарова, Серафима Низовская, Наталия Новицкая, Людмила Розанова, Татьяна Ухарова, Людмила Халилуллина
Трейлер
Интервью с режиссером Александром Зельдовичем

– Александр, чем вас привлекла эта пьеса Сары Кейн – «4:48 Психоз»?

– Первый раз я услышал о Саре Кейн от Бориса Юхананова приблизительно лет 15-20 назад. Я помню, что был у него и он мне показал ее пьесу «Cleansed».

Сара Кейн вышла из театра The Royal Court - лаборатории, инкубатора современной английской драмы. Места, куда молодые драматурги приходят показывать и обсуждать свои пьесы. Это что-то вроде семинара по драматургии. Она принадлежала к поколению 90-х, тому же, что и Уoung British Artists.

Текст пьесы «4.48 Психоз» кажется хаотичным потоком сознания. На самом деле он жестко структурирован. Это сюрреалистическая поэзия высокого уровня. Если нужны аналоги, то можно привести в пример Пауля Целана. Сейчас этот язык вернулся, он востребован, он снова соответствует времени. У Сары Кейн, как у всех больших поэтов, в тексте сосуществуют разные художественные времена, в пьесе разными голосами «говорит» разный театр. Это монолог Гамлета «Быть или не быть», расписанный для хора женских голосов. Но автор, в отличие от Гамлета, приняла решение.

Время ищет себе для выражения оптимальный художественный язык.

Меня привлекла эта пьеса своей полифоничностью, в ней нет действующих лиц, а есть просто голоса. Сегодняшний человек меняется, перестает быть цельным. Он не выражается, как раньше, одним голосом. Он уже реже рассказывается собственной судьбой - он часто лишен ее. Вместо одной «партии» он состоит из множества голосов, он «полифоничен» и может быть выражен суммой голосов, хором.

И в этом смысле эта пьеса точно рассказывает нынешнего человека – вот так он устроен. Эти голоса - это не только социальные роли, но и экзистенциальные. Я нахожусь в каких-то определенных отношениях с внешними силами. У меня тоже бывает депрессия. Я и доктор, и одновременно пациент. И так до бесконечности.


– Что вы думаете о самом авторе, Cаре Кейн, как личности?

– Я о ней мало знаю. Знаю, как и все, что она покончила жизнь самоубийством. Здесь дело было, мне кажется, внепереносимости собственного дара. Как с Эми Вайнхаус, например. Дар – очень тяжелая вещь, он давит. 27-28 лет – возраст пограничный. Есть сорт людей, которые не переходят эту черту. Джим Моррисон, Виктор Цой, Лермонтов. И Сара Кейн тоже. Похожая судьба была у нашей поэтессы Анны Горенко (в качестве псевдонима взяла настоящие имя и фамилию Анны Ахматовой), она тоже очень рано умерла от передозировки, примерно в этом же возрасте. Замечательная поэтесса, с очень похожей энергией, с очень похожим языком.

- Вы окончили факультет психологии МГУ и даже работали несколько лет по специальности. Обусловлен ли выбор конкретно этой пьесы каким-то вашим личным опытом или интересом к людям, находящимся в сложном психологическом состоянии?

- Мой опыт помогал объяснять актерам, что такое дисфория (смеется). И я не понаслышке знаю, что такое психоз, поскольку имел c этим дело. Для меня подобного рода состояния, в силу моей юношеской профессии, не являются экзотикой. В психологии нет понятия души, это философоско-религиозный термин. На самом деле никакого психоза у самой Сары Кейн не было. А была депрессия, но, думаю, что даже не клиническая. Я сказал, что талантливым людям бывает трудно переносить свой дар. Не новое наблюдение. Но в медицине синдром гениальности не описан. Вы понимаете, любое сумасшествие интересно только постольку поскольку. Потому что любое безумие – это всегда упрощение, некое стирание, никогда не прибавление, а всегда вычитание. Любой сумасшедший душевно беднее, чем нормальный, и всегда менее интересен. Поэтому, когда мы говорим о крайне одаренном человеке, это не может быть сумасшествие. Это нечто другое.

– Как получилось, что в спектакле играют именно 19 актрис, только женщины? Почему не 4, не 8, например?

– Это стало понятно в ходе репетиций. Пьеса разложилось на тех замечательных актрис, с которыми мы в итоге работаем сейчас. Получился такой хор, который состоит из множества отдельных женских голосов. 50 оттенков женского, если хотите. Полифония. Многоголосье. Так что сейчас это достаточно многолюдный спектакль. Во время репетиций все пробовали всё.

– Какие художественные средства будут использованы в постановке? Расскажите о своем сотрудничестве с художниками AES+F и вообще о вашей команде?

– Мое знакомство с AES+F началось лет в 13, когда мы со Львом Евзовичем оказались в одном классе 2-ой математической школы, что на Ленинском проспекте. А классом старше учился Борис Юхананов, художественный руководитель Электротеатра Станиславский. Правда, тогда мы с ним еще не были знакомы. Познакомились позже, когда я учился на Высших режиссерских курсах, и Анатолий Васильев вел у нас работу с актером. И одновременно они с Эфросом вели курс в ГИТИСе, где учился Боря. А я ходил к ним на занятия.

Первые наброски, эскизы к спектаклю «Психоз» мы с AES+F сделали несколько лет назад, еще не имея конкретного адреса и конкретного предложения от театра по постановке. AES+F не просто работают как художники-постановщики над видеодекорациями, видеоинсталляциями к спектаклю, а являются его полноценными соавторами, эта вещь рождается в диалоге. Мы сделали новый перевод пьесы - перевел Валерий Нугатов. Несколько сцен идут в прежнем переводе Татьяны Осколковой. Над костюмами работает Настя Нефедова, прекрасный художник по костюмам, лауреат «Золотой Маски». Музыку к спектаклю сделал Дмитрий Курляндский. Именно - сделал. Она создана из переосмысленной записи «Немецкого» Реквиема Брамса. Сшита из его нот. Хореограф - Алиса Панченко. Я посмотрел множество видеозаписей, ее язык показался наиболее близким, она любезно согласилась - она живет в Питере, пришлось ездить. И я оказался прав, и большое спасибо Электротеатру, что он согласился пригласить ее.Прекрасный художник, «Альтернативная Мисс Мира» Саша Фролова сделала нам латексные парики для одного из номеров.

– А что касается жанра…

– Есть традиция в мировой культуре dance macabre, пляска смерти. В известном смысле по жанру эта пьеса – dance macabre. Пляска подразумевает не только гротеск, но и ритуальность, то есть мистерию. Dance macabre - это про смерть, понятное дело. Но мистерия - всегда о смерти и жизни, вернее, про таинство появления жизни из смерти. То есть это все на самом деле о жизни. И если это танец, то белый – у нас ведь только женщины. Белый dance macabre.

Интервью подготовила Екатерина Линковская

Читать
Спуск в ад по извилинам мозга. Александр Зельдович поставил «4.48 Психоз»

Новая газета
16 октября
Автор: Елена Дьякова

«Электротеатр Станиславский» заземлил этот страшный монолог. Именно тем, что в спектакле Зельдовича — не одна трагическая актриса, играющая борьбу с безумием на разрыв аорты, — а 19. Под нежный и очень классичный саундтрек (партитура Курляндского — развитые, видоизмененные, разбитые в стеклянную пыль осколки «Немецкого Реквиема» Брамса) — на высоких видеоэкранах идут видеоклипы группы AES+F: спуск в бледно-серый цилиндрический тоннель метро, в недра личности, в глубокую глотку безумия. Красно-золотые инсекты преследуют героиню, то обметывая скверной алой сыпью белый фон плоти, то вырастая в щеголеватых механических чудовищ, надевая рыцарский панцирь и вспухая ядерными грибами».

Читать полностью:

«Динозавр такая же реальность, как и корова»: интервью с AES+F
​Афиша Daily
10 октября 2016
Авторы: Марина Анциперова, Алексей Киселев

Накануне осенней премьеры спектакля «Психоз» Зельдовича и AES+F в «Электротеатре Станиславский» «Афишa Daily» встретилась с, возможно, самыми известными отечественными современными художниками, чтобы поговорить об искусстве, динозаврах и коровах и том странном моменте времени, в котором мы живем.
Читать полностью
"Психоз" – реквием, рассказанный нотами и буквам
Вести FM
9 октября 2016

Беседа культурного обозревателя Антона Долина с кинорежиссером и сценаристом Александром Зельдовичем, посвященная премьере спектакля «Психоз» в Электротеатре Станиславский.

Читать полностью:
«Психоз» в «Электротеатре Станиславский»
the Hollywood reporter​
12 октября 2016
Автор: Эвелина Гурецкая

Спектакль «Психоз» именно о тех, кто не смог вписаться в существующую реальность с ее системой координат. 
Акт жизни и смерти как инсталляция. Зрелищный, глубокий, правда, в большей степени «ума холодных наблюдений», чем «сердца горестных замет». 
Дополняет это действо музыкальная партитура из фрагментов «Немецкого реквиема» Брамса, созданная композитором Дмитрием Курляндским, 
и прекрасная работа художников по костюмам Анастасии Нефедовой и Саши Фроловой. «Электротеатр Станиславский» продолжает эксперименты в жанре «синтез искусств», и чем дальше, тем эти эксперименты становятся все интереснее. 
 
Читать полностью
Weekend in Moscow: Sarah Kane, Psychosis and Elyse Dodgson
the Moscow Times
7 октября 2016

"Psychosis," which premiered in June, is one of the most anticipated productions of the autumn. The play explores clinical depression through the monologues of 19 different women. 
Читать полностью
Moscow Theater: Seven Productions for After the Summer

The Moscow Times
22 Августа, 2016
​Автор: Андрей Мучник


Psychosis 
Dark, disturbing and inventive 


One of the most anticipated premieres of last season, “Psychosis” is as much an experiment as it is a theater production.


Читать полностью

«В спектакле Зельдовича 19 актрис разного возраста, одна интересней другой. И он, что вполне естественно, любуется ими, дав каждой изрядный монолог и относительную свободу»
Алла Шендерова, TIMEOUT.RU
27.08.2016
«Примы труппы Электротеатра Елена Морозова и Алла Казакова женскую истерику превращают в исповедь. В ненависть к себе играют глазами, телом, голосом. Им веришь безоговорочно»
Наталья Витвицкая, VASHDOSUG.RU
01.07.2016
19 граней женского «Психоза»

Известия
24 июня 2016
Автор: Наталья Васильева

Константин Богомолов: «Это очень сложная пьеса, но режиссеру удалось поднять ее на новый уровень. Как и всякая сложная история, постановка требует серьезной зрительской работы».


Ольга Свиблова: «Абсолютно сумасшедшее закрытие белого квадрата. Каждый перформанс Электротеатра «Станиславский» становится безусловным арт-объектом».


Читать полностью

«Действительно, «Психоз» — трагедия своего времени. А трагедия без хора — это какая-то неправильная трагедия. В общем, такого изящного хода пьеса будто бы ожидала годами»
Дарья Шамина, BURO 24/7
04.07.2016
«Почти каждая видеоинсталляция, в которой аллюзиями «закопаны» все, от Фрейда и Сальвадора Дали до Фриды Кало, – это шок, физиологический и эстетический»
Елизавета Авдошина, Независимая Газета
27.06.2016
«Следи, как я исчезаю»

Диалог искусств
​24 июня 2016
Автор: Лия Адашевская


«Эстетика, в которой в данном случае работают художники, несколько отличается от той, с которой мы знакомы. В ней нет рафинированности, утонченности, педалируемой изысканности. Она лапидарна, прямолинейна, по-своему наивна, очень похожа на эстетику компьютерных игр. Что, в свою очередь, формирует еще одно пространство – виртуальное. И опять же отсылает к жизни современного человека, которая протекает, как минимум в трех измерениях – физическом, ментальном, виртуальном.».


​Читать полностью

Театр интимных отношений: последние премьеры сезона и аттракцион на все лето

Snob.ru
28 июня 2016
Автор: Вадим Рутковский


«Произведение, обычно укладывающееся в час с небольшим, Зельдович превратил в масштабный, на два часа с половиной часа (считая антракт) спектакль: текст разделен между 19 актрисами, а отдельным действующим лицом становится физиологический видеоарт группы АЕС+Ф, эпический и простой одновременно, напоминающий о ранних работах коллектива, сделанных еще без участия актеров и моделей».


​Читать полностью

Александр Зельдович о своем спектакле «Психоз»: «На сцене страдает девятнадцать женщин»

Harper’s Bazaar – 21 июня 2016


Кинорежиссер Александр Зельдович, сюрреалистичные видеодекорации от художников AES+F, текст пьесы—авто-реквиема и девятнадцать актрис Электротеатра Станиславский соединились в главной премьере сезона

Читать материал
AES+F: "В "Психозе" мы вернулись к теме телесного в формате новых технологий"

M24.ru
27 июня 2016
Автор: Екатерина Кинякина


​«В самом тексте "Психоза" есть много метафор, идущих через тему телесного, которой мы тоже занимались и которая была популярна в искусстве 1990-х годов. Сейчас мы для себя сформулировали, что вернулись к этой теме в формате современных компьютерных технологий»


Читать полностью

«Психоз» на пяти экранах
Коммерсант, 27 июня 2016
Автор: Роман Должанский

Кинорежиссер Александр Зельдович, взявшийся за "Психоз 4.48", откинул обозначающие время предрассветного обострения цифры и развернул пьесу Кейн в двухчастный визуально-драматический концерт, для создания которого он привлек хорошо известную арт-группу AES+F, композитора Дмитрия Курляндского, хореографа Алису Панченко и 19 актрис Электротеатра.

Читать полностью
«Благодаря видеокартинам в буквальном смысле погружаешься в бесконечный психоделический сон. Картины оживают, пульсируют и создают ощущение полного погружения»
Мага Умхаев, Ирина Урнова, РБК Стиль
23.06.2016
«Спектакль «Психоз» — для взрослой публики. Он современный, зрелищный, новаторский и очень красивый. Главные героини пытаются сказать нам о том, что жизнь — прекрасна и мысли о смерти из головы надо выбросить»
Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва
21.06.2016