23 июля, начало в 14:30
Малая сцена
Ретроспектива Тошио Мацумото


Ретроспективная программа избранных короткометражных фильмов классика японского авангарда Тошио Мацумото - режиссера, видеохудожника и теоретика кино.


Нисидзин


Япония | 1961 | 25 мин


Этот документальный фильм посвящен традиции господства и труда. Мацумото называет эту работу авангардной документалистикой. Она была сделана на базе независимого движения "Киотского общества просмотра документальных фильмов". Район Нисидзин в Киото - центр традиционной текстильной промышленности. Ткачи верны суровому труду. Нисидзин живет внутри традиции. За детьми присматривают ее невидимые правила. Пожилые люди молятся Дзидзо (Кшитигарбха). Для капиталистов ткачи - это “инструмент, орудие”. На собрании ткачи обсуждают и беспокоятся. Сегодня ткачи ткут кимоно.


Песнь камня


Япония | 1963 | 24 мин


Этот документальный фильм был сделан для телевизионных показов. Материалом для ленты послужили фотографии. Звуковая дорожка - это конкретная музыка, звуки камней. Деревня Андзё в Сикоку - место происхождения высококачественного камня. Каменщики живут с камнями. Камень обстроган и отполирован. Каменщики говорят: “Камни - это живое.” Камни отправят на корабле.


Для поврежденного правого глаза


Япония | 1968 | 12 мин


Это расширенное кино было представлено в “Центре искусств Согэцу" в 1968 году. Три 16-мм пленки, перекрывая друг друга, проецируются на один экран. В этот период Мацумото совершает переход от авангардной документалистики к экспериментальному кино. В 1960-х годах Япония переживала общественный перелом. Это было сумбурно. Танцующие на дискотеках хиппи, столкновения между полицией и протестующими, инцидент Квон Хиро, гомосексуальная культура... На экране документация конфликта 1968 года в Японии.


Фантом


Япония | 1975 | 10 мин


Мацумото переходит к экспериментальному кино и занимается а-логическим в сознании. С помощью инфракрасной пленки в этом фильме создается странная цветность. Океан, йога, рыжеволосая женщина, плавающее по городу глазное яблоко, неведомый сад... Наваждение подступает и улетучивается.


Атман


Япония | 1975 | 12 мин


Сначала идет съемка многократного проявления Праджни через изменение зума и параметров экспозиции. Затем Мацумото переснимает изображение в один кадр за раз. В фильме используется инфракрасная пленка. Точка наблюдения яростно переворачивается. Аномальные упражнения ударяют по сознанию аудитории, и заставляют явиться мир галлюцинаций.


След памяти


Япония | 1987 | 12 мин


Примерно в это время Мацумото сосредотачивается на отношениях изображения и лжи/фикции/ложности. Мацумото сам появляется в этой ленте. Она напоминает “историю”, но именно в этом и есть ловушка. Фотография уклоняется от схожести с реальным пространством. Мацумото повторяет рассуждение. Количество учащихся постепенно уменьшается. Повторение инцидента создает бесчисленные различия.


18+

Тошио Мацумото
Выпускник Токийского университета Тошио Мацумото (1932 - 2017) является пионером экспериментального кино и видео. После колледжа Тошио Мацумото начал работать в кинокомпании «Shin-Riken» и в сотрудничестве с членами Jikken Kōbō и группой Experimental Workshop создал «Ginrin» (1955), прогрессивный коммерческий фильм. В 1960-х годах он начал создавать экспериментальные фильмы, впоследствии оказавшие влияние на несколько поколений видеохудожников. Его книга “Eizō no hakken: Avangyarudo to dokyumentari” (Исследование изображения: авангардная документалистика) была опубликована в 1963 году и является одной из ключевых работ по теории японского авангарда. Матцумото был профессором и деканом факультета искусств в университете искусств и дизайна в Киото, а также являлся президентом Японского общества изобразительных искусств и наук.