22 июля, начало в 20:50
Театральный двор
Ретроспектива Владимира Кобрина (Часть 2)


В этом году должно было исполниться 75 лет Владимиру Михайловичу Кобрину, советскому и российскому режиссёру экспериментального кино. Фестиваль покажет плёночную ретроспективу его фильмов, состоящую из двух частей.


Часть вторая: Метаморфозы


В эту часть, вошли фильмы, снятые после глобальных перемен, произошедших в нашем обществе. В них активно используется компьютерная графика, усилившая визуальный напор и обогатившая бестиарий кобринского кино. Большую роль в этих фильмах играют процессы трансформации и деформации, а их эстетика связывает Кобрина с традицией видеоарта.


1991=ТУТ


1991 | Россия | 15 мин | 35мм


В центре фильма - человек в маске обезьяны, населяющий различные антропогенные пространства, такие как зоопарк, городские улицы и сельский двор. Но присущие человеческой жизни атрибуты (работа, брак, служба в армии, досуг), не избавляют его от звериного облика. Обезьяна, часто встречающаяся в фильмах Кобрина, - это существо, претендующее на рациональность, но выдающее за знание свое невежество. Этот фильм — реакция на амбиции человеческого разума и, в частности, на те сдвиги, которые происходили в российском обществе в 1991 году.


Групповой портрет в натюрморте


1993 | Россия | 15 мин | 35мм


Первый фильм, почти полностью снятый в пределах кобринской студии, заполненной всевозможными конструкциями и электронными приборами. Тревожная атмосфера замкнутого пространства послужила основой для визуального размышления о смерти. По словам оператора Михаила Камионского, стержневой идеей фильма стала гипотеза, утверждавшая, что потусторонние силы могут общаться с миром живых с помощью современных технических средств, вырываясь за пределы экранов. Это первая картина Владимира Кобрина, в которой использовалась техника пересъемки компьютерного изображения на кинопленку. В 1994 фильм получил приз «Ника» за лучший научно-популярный фильм.


Future Continuous


1993 | Россия | 17 мин | 35мм


Этот полностью сделанный методом компьютерной анимации фильм рисует мрачную картину будущего человечества, в котором стройные ряды обезличенных тел маршируют в пролетах Вавилонской башни под руководством двуглавого орла. Постоянные метаморфозы геометрических фигур вместе со зловещей ритмической музыкой способны ввести в состояние транса. Именно в таком патологически бессознательном состоянии пребывало российское общество по мнению Владимира Кобрина.


Абсолютно из ничего


1997 | Россия | 17 мин | 35мм


Ироничный и пронизанный гуманистическим пафосом фильм о контактах с внеземными цивилизациями. Название Кобрин взял из гегелевской «Философии религии», но в своей картине голос предоставил “кухонному” философу Семёну Семёновичу. В диалоге с ним автор в очередной раз поставил под сомнение авторитет рационального сознания: феномен любви невозможно объяснить генной теорией, а братьев по разуму нужно искать не в космосе, а на Земле.


GraviDance


1999 | Россия | 25 мин | 35мм


Последний фильм Владимира Кобрина, который он называл своим любимым. В этом своеобразном автопортрете нашли отражения все характерные элементы образного ряда кобринского кинематографа (Вавилонская башня, античные руины, часы и др.). Но, аллегорически демонстрируя пороки человечества и рассуждая о жизни и смерти, “GraviDance” лишён пессимизма, свойственного многим фильмам режиссёра. Кобрин всегда связывал себя с идущей от Жоржа Мельеса традицией трюкового кино, а здесь с помощью своего рода гэгов он признается в любви к другой легенде «великого немого» — Чарли Чаплину. Итоги психоделического визуального эксперимента Владимира Кобрина непредсказуемы, и это вселяет надежду.


18+

Владимир Кобрин
Владимир Михайлович Кобрин (8 марта 1942 года, Москва – 7 декабря 1999 года) – советский и российский режиссер научно-популярного, учебного и экспериментального кино. Родился в Москве в семье советского офицера. В 1961 г. поступил во ВГИК на кинооператорский факультет в мастерскую Б. И. Волчека. После успешного завершения обучения в 1968 г. устроился на должность оператора в московскую киностудию “Центрнаучфильм”. С 1977 г. – режиссер, художник и сценарист. Поставил в общей сложности 35 картин (20 из них – образовательные). Начиная с 1989 г. практиковал совмещение традиционной кинотехнологии с экспериментальной компьютерной обработкой изображения. С падением «железного занавеса» регулярно участвовал в европейских международных фестивалях неигрового кино. В 1994-95 гг. сделал около сорока видео эссе для программы «Век кино» на 1-м канале телевидения, а также серию полиэкранных видеокомпьютерных фильмов для Центрального музея Великой Отечественной войны. Вел мастерские режиссуры кино и компьютерной графики во ВГИКе и на Курсах повышения квалификации ГОСКИНО России.
Призы и награды:


Гран-при фестиваля образовательного кино в Казани – 1989 г. (“Биопотенциалы”)


Специальный приз «Уникум» Всероссийского фестиваля неигрового кино – 1989 г. (“Present Continuous”)


Специальный приз фестиваля “Нестыдное кино” в г. Заречном – 1991 г. (“Последний сон Анатолия Васильевича”)


Приз Ника” за лучший научно-популярный фильм - 1994 г. (“Групповой портрет в натюрморте”)


Премия ПОЗНАНИЕ “за просветительскую работу, ставшую достоянием мировой науки и культуры” - 1994 г.


Специальный приз спонсора фестиваля независимого кино СТЫК - 1997 г. (“Абсолютно из ничего”, “Сон пляшущих человечков”)


Приз фестиваля мировоззренческого кино “Традиционные ценности – новое поколение” - 1999 г. (“Абсолютно из ничего”)