С 11 ноября по 30 ноября, с 11:00 до 22:00
Фойе
«Тающий апокалипсис»
Электротеатр Станиславский представляет
Авторы
Борис Юхананов, Елена Коптяева
Саунд-дизайн
50 мин, 58 мин, 50 мин


В рамках фестиваля NET


Трехканальная видеоинсталляция


Оригинальные языки: русский, итальянский, немецкий, греческий.
Субтитры: русские, английские.


«Тающий апокалипсис» – инсталляция, придуманная Борисом Юханановым в соавторстве с художником Еленой Коптяевой как отражение индивидуальностей трех художников. Режиссеры Хайнер Гёббельс, Теодорос Терзопулос и Ромео Кастеллуччи вступают в диалог с Борисом Юханановым, одновременно нанося кисточкой воду на небольшую каменную доску. Непредсказуемость таяния воды запускает ассоциативный ряд, связанный с процессом их работы над спектаклями. Ровно таким же непредсказуемым является творчество как таковое.


Эти рисунки, постепенно испаряясь, фиксируют, тем не менее, методологию каждого из героев проекта. Задокументированный с помощью видео процесс рисования расположен на трех экранах, при приближении к каждому из которых можно услышать текст, произносимый героями инсталляции в камеру.


Хайнер Гёббельс:

«В принципе, я хотел просто нарисовать, как я работаю. Это могут быть пять нотных линий. Но могут быть и пять стихий, с которыми я работаю в одной постановке: свет, пространство, текст, музыка, тело. Когда я сочиняю постановку, то вместе с остальными членами своей команды сочиняю все эти элементы и раскладываю в пространстве маленькие белые листочки, на которых написан определенный свет или текст, или идея нашего обращения с пространством, или что-то, касающееся тела исполнителя. А потом ищу правильную комбинацию всех этих стихий. Я свободен в последовательности, потому что у меня нет силы тяжести, которая тянет историю».


Вход свободный


12+

Российский режиссер Юхананов придумал, как помирить Израиль с Палестиной
10 ноября 2017
Марина Райкина
«Московский комсомолец»


Худрук Электротеатра Станиславский Борис Юхананов знает, как примирить Израиль и Палестину, евреев и арабов. Об этом он заявил на мероприятии, не имеющем никакого отношения к политике и межгосударственным взаимоотношениям. «Тающий Апокалипсис» — так называется трехканальная видеоинсталляция, развернутая в Электротеатре в рамках фестиваля NET.


В фойе самого, пожалуй, демократичного и приятного места современного искусства установили три больших экрана, на которых параллельно идут диалоги мощных представителей современного театра. Имена мировые — итальянец Ромео Кастеллуччи, немец Хайнер Гёббельс и грек Теодорос Терзопулос. Видеохудожник — совсем молодая Елена Коптяева. Разговор с каждым из них ведет Юхананов, и поначалу теряешься — кого слушать или читать (по экрану бегут титры диалога)? Но постепенно как-то распределяешься между этими теоретиками/практиками и ловишь кайф. От чего же такое удовольствие?


Условия таковы: каждому из режиссеров предложено расписаться краской на каменной доске. Они это и делают, до и после разговаривают о… А вот здесь нет ничего конкретного, бойкого, актуального… Тонкие энергии, взаимодействие искусственного с естественным, таяние надписи на камне как философская категория.


— Все началось с камня. Меня поразил камень и его свойства, — рассказывает Борис Юхананов. — На нем рисуешь водой, потом вода высыхает. И так же живет театр: ты на камне рисуешь водой, а потом спектакль умирает. Так же, возможно, устроена наша жизнь, наш социум и все остальное. Такой ряд мгновенных ассоциаций я воспринял из этого камня, а дальше предложил вокруг такого процесса обустроить какой-то важный разговор, беседу — беседу в камне.


Борис Юхананов — птица певчая, птица умная, может рассуждать на эту тему бесконечно и с толком, суть его речи на открытии можно свести к четко сформулированному желанию тихой беседы. Что особенно потребно, когда, кажется, все и везде разговаривают либо на повышенных тонах, либо просто орут как оглашенные. Включаешь телевизор, а там демонстрация тотальной национальной невоспитанности. И даже приличные люди, подписавшиеся на программу, принимают правила игры, становясь на одну доску с хамами, наглецами, подлецами государственного разлива.


В Электротеатре Станиславский все наоборот — спокойно, размеренно, что не означает старомодно и пыльно. Внутренние энергии, рефлексии, во многом диктующие наше поведение, вступают непонятным образом в связи, и даже если предложенное действие, спектакль, вас не устроит, то внутренняя атмосфера точно успокоит.


Три экранных разговора, за которыми можно следить одновременно или по отдельности, объединены звуком композитора Дмитрия Курляндского, большого специалиста по выражению тишины.


Так как Борис Юхананов собирается примирить непримиримых евреев и арабов? На открытии «Тающего Апокалипсиса» он озвучил прожект, который хочет предложить израильтянам. Суть его идет от стены, на которой с одной стороны будут написаны заповеди из Торы, а с другой — из Корана. А стена эта будет помещена на вневременную территорию. Кто на такую покусится? Идея конкретная, перспективная, и кто знает… Может быть, именно она поставит точку в этом конфликте.