14 - 18 апреля
Основная сцена
«Золотой осел. Разомкнутое пространство работы»
Основная сцена
Режиссер-постановщик
Художник-постановщик
Иван Кочкарев
Художник по костюмам
Музыкальный руководитель
Композитор-куратор
Федор Софронов
Художник по свету
4 часа с антрактом

ЗАКАЗАТЬ АБОНЕМЕНТ на 5 дней за 3000 рублей

КУПИТЬ БИЛЕТ на «Модули. День первый» 14 апреля в 14:00

КУПИТЬ БИЛЕТ на «Композиция. Мохнатая» 14 или 17 апреля в 19:00

КУПИТЬ БИЛЕТ на «Модули. День второй» 15 в 14:00

КУПИТЬ БИЛЕТ на «Композиция. Белая» 15 или 18 апреля в 19:00

КУПИТЬ БИЛЕТ на «Модули. День третий» 16 апреля в 14:00

КУПИТЬ БИЛЕТ на «Композиция. Город» 16 апреля в 19:00

КУПИТЬ БИЛЕТ на «Модули. День четвертый» 17 апреля в 14:00

КУПИТЬ БИЛЕТ на «Модули. День пятый» 18 апреля в 14:00


Публичная сессия новопроцессуального проекта Бориса Юхананова посвящена работе над текстом Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».


Проект реализован в принципиально новом для отечественной театральной практики жанре Разомкнутого пространства работы. Заложенная в нем перспектива предполагает постоянное изменение, то есть развитие.


Каждый из пяти дней «Золотого осла» состоит из дневных (с 14:00 до 18:00) показов модулей – то есть самостоятельных работ участников проекта, которые могут быть представлены фрагментарно, могут в любой момент быть остановлены Юханановым и публично им прокомментированы. И вечерних композиций (с 19:00 до 23:00) – двух «Мохнатых», двух «Белых» и одного «Города». Композиции – это готовые спектакли, построенные из сцен-эпизодов, в которых текст романа сочетается с комментарием участников действия.


Пятидневная длительность проекта отражает его структуру, устроенную как два крыла бабочки (каждое состоит из двух частей, верхней и нижней, «Мохнатой» и «Белой») и ее тела («Город»). Бабочка «рисуется» на глазах у зрителя в логической, но нелинеарной последовательности: сначала левое крыло, потом «гусеница-тельце» («Город»), и наконец – правое крыло. Как только бабочка дорисована, она взлетает, что означает превращение спектаклей-композиций в репертуарный цикл Электротеатра Станиславский. Физически бабочка тоже присутствует – она летает по сцене, живая.


Текст каждой из композиций представляет из себя сплетение фрагментов самого романа, в том числе вставных историй, так называемых «милетских басен», и живой (но зафиксированной актерами как роль) речи, в которой актер открывает нам свои переживания и размышления. Так, одним из центральных мотивов «Мохнатой» композиции становится история Психеи, влюбившейся в Купидона. При этом Психея – Алла Казакова в эпизоде из «Мохнатой» возмущенно стреляет в Купидона, который якобы украл у нее ее историю, и делает это от лица актрисы, а не героини. Внутрь композиций запущены и две инкарнации богини Изиды: Изида – Клим (Клим Козинский) и Изида – Цицер (Андрей Емельянов), которые вторгаются в спектакль с брутальными или поощрительными комментариями, спорят, следят, не покачнулись ли колонны и так далее.


«Мохнатая» и «Белая» композиции обозначены сценографически: в «Мохнатой» на сцене – мохнатые колонны, в «Белой» – белые. В «Городе», названном так из-за свойств самой композиции, – черные колонны (или – черный Парфенон).


Радикальность проекта заключается в том, что текст Апулея здесь взят целиком. А поскольку роман невозможно отделить от возникших на протяжении столетий наслоений и контекстов, то возможным способом решения оказывается художественная стратегия, в которой текст отдается на откуп разным индивидуальным сознаниям (режиссерам и артистам, сочиняющим модули).


В театральном смысле это устроено так, что история мытарств апулеевского осла перекладывается на реальную судьбу участников, которые на глазах зрителей должны пройти через «удары плетьми», чтобы заслужить статус режиссера. Параллельно нам демонстрируют разные техники ведения рассказа (эпическую и драматическую). Собственно, в совмещении их и смыкается глобальная идея сплести апулеевский «фикшн» с реальной, становящейся на наших глазах, актерской и режиссерской судьбой. Добиваясь, «чтобы личность актера, то есть вы сами присвоили себе рассказ, о котором идет речь в отрывке», и добавляя к этому свободную фантазию, Борис Юхананов размыкает пространство театра вовне, делает е го соразмерным зри телю, сидящему в зале.


Само же путешествие осла устроено так, что в первый день («Мохнатая») он не решается войти в храм, во второй день («Белая») он туда входит, а в третий («Город») начинает спуск по кругам ада, чтобы в конце концов через посвящение богине Изиде попасть в нижний мир.


Таким образом, сюжет романа Апулея становится жизнетворческой опорой для проекта в целом: Психее нужно пройти испытания, чтобы обрести благоразумие и мужество, Луций-осел посвящается в служители богине Изиде, чтобы сбросить личину животного. А участникам проекта, пробующим индивидуальный стиль в работе над одним из важнейших текстов европейской культуры, нужно получить статус режиссера. В случае Разомкнутого пространства модулей функцию Изиды берет на себя сам Юхананов, организующий участникам проекта в реальном времени и при свидетелях «побои жизни, из соображений того, что ощутить реальность можно только пройдя сквозь нее, не просто прикасаясь к ней». В отличие от репетиции, которая скрыта от глаз посторонних наблюдателей (в репетиции можно только участвовать), Разомкнутое пространство модулей – это процесс становления спектакля на глазах у зрителя, которому предлагается высказываться и даже возмущаться. Внутренним правилом «Золотого осла», таким образом, становится принцип индукции – правила устанавливаются в процессе игры. Они всегда есть, но могут быть изменены.

Стоимость билета

модули - 200 рублей композиции - 400 рублей

Стоимость абонемента (только в кассе театра)

Абонемент на 1 день - 500 рублей Абонемент на 5 дней -2000 рублей

18+
Расписание показов:
Пятница, Апрель 14
14:00 – 18:00 Модули. День первый.
19:00 – 23:00 Композиция. Мохнатая
 
Суббота, Апрель 15
14:00 – 18:00 Модули. День второй
19:00 – 23:00 Композиция. Белая
 
Воскресенье, Апрель 16
14:00 – 18:00 Модули. День третий
19:00 – 23:00 Композиция. Город
 
Понедельник, Апрель 17
14:00 – 18:00 Модули. День четвертый
19:00 – 23:00 Композиция. Мохнатая
 
Вторник, Апрель 18
14:00 – 18:00 Модули. День пятый
19:00 – 23:00 Композиция. Белая
 
Борис Юхананов
В мае мы впервые разомкнули пространство работы и пригласили всех желающих на открытые сессии «Золотого осла». То же самое мы проделаем в начале октября и в ноябре. «Золотой осел» – это новопроцессуальный проект нового формата, которого до сих пор еще не было нигде! Он имеет игровые и обучающие свойства и проходит в широком диапазоне от почти репетиций до лекционного концерта. Так или иначе в этом процессе участвую и я сам в роли богини Изиды, и многие другие режиссеры. Мы смотрим и обсуждаем модули, выложенные вдоль сюжета Апулея, и композиции, представляющие из себя свободное плетение. Композиции имеют свои названия и предстают в виде синтетических спектаклей: Белая, Мохнатая, Город, Мохнатая, Белая. Все вместе они и есть бабочка.
Трейлер / Trailer
Кристина Матвиенко Gazeta.ru

18 ноября 2016


«Именно увидев всю картину целиком, зритель «Золотого осла» обнаруживает силу нового формата, смысл которого — в принципиальной незавершенности и открытости. Сложенные нелинейным образом по сюжетам романа Апулея части-модули сочинены очень разными режиссерами-учениками Юхананова и комментируются им самим тут же, в присутствии публики. Эти комментарии (выраженные иногда в мягком, иногда — в брутальном ключе, но всегда — максимально развернуто к общекультурному контексту) во многом являются подарком зрителю. Хоть неофиту, хоть профессионалу…»


Читать полностью:

«Что бы это ни значило…» Октябрьская сессия проекта «Золотой осел. Разомкнутое пространство работы»

16 ноября
Syg.ma
Анна Павленко


«Ожидать можно чего угодно — в этом параде участвуют все. Пространство работы над романом Апулея не просто разомкнулось навстречу зрителям, но и проглотило их… Чтобы выплюнуть по окончании обратно в жизнь, уже с фантастическим опытом этой мистерии за плечами».

«Наглый автор-потребитель набирает силу, захватывая по крупице неприкосновенную игровую территорию. Пустили ослов в огород. Вернее, в сад. «Сад» ведь не только название многолетнего проекта Юхананова и его первых учеников Мастерской индивидуальной режиссуры, который прошел множество перерождений в течение 90-х, но и целая философия. Заповедная зона, где нет форматов, рамок, сроков, а правила создаются в процессе и бесконечно меняются. «Золотой осел» родом из того же Сада, куда великодушно на время пустили и зрителей. Авторствовать и потреблять».


Читать полностью:

Электротеатр «Станиславский» сделал из осла слона

6 октября
Ведомости
Олег Зинцов


«Что за странный народ здесь живет? Так начинается «Композиция I (Мохнатая)» – первый вечер пятидневного театрального путешествия по роману Апулея «Золотой осел» в Электротеатре Станиславский, ставшем за несколько сезонов юханановского руководства одной из главных московских площадок театрального эксперимента. Мало того что вечерние «композиции» (их три: «Мохнатая», «Белая» и «Город») идут по пять-шесть часов, есть еще дневные модули – отдельные эпизоды со свободным входом-выходом для публики, что-то вроде открытых репетиций, хотя Юхананов специально оговаривает в буклете, что это не репетиция и что цель модулей – определить границу между перформансом и театром. Проект целиком он называет «разомкнутым пространством работы», а метод – новопроцессуальностью. Или, если перевести на язык метафор, публика видит три стадии – гусеницы, кокона и бабочки (модули – это кокон)».


«…В структуре «Золотого осла» заложены все уровни театральной рефлексии и спародированы все способы отношений между режиссером, артистами и публикой».


Читать полностью:
Театральный навигатор: лучшие премьеры сезона
1 октября
Harper’s Bazaar Art


«Это невозможно объяснить, это надо видеть: спектакль в изобретенном худруком «Электротеатра» Борисом Юханановым формате «публичных сессий новопроцессуального проекта» развернется этой осенью на Основной сцене театра и представляет собой работы над текстом древнеримского философа Апулея «Золотой осел». В пятидневное театральное действо можно вторгнуться на любом этапе: каждый вечер (с 19 до 23 часов) происходят очерченные спектакли-композиции, а днем, с двух до шести часов, начинаются «модули» — шоу наподобие финальных репетиций. Ключевое слово — наподобие. Накануне премьеры ясно одно — если за идею и ее исполнение отвечает Юхананов и его команда — дизайнер по костюмам Анастасия Нефедова и композитор Дмитрий Курляндский, значит, будет зрелищно, фантасмагорично, свежо и остроумно».

Читать полностью:

20 главных театральных событий нового сезона

31 августа, 2016
Афиша Daily
Алексей Киселев


«Зрителям предлагается своего рода сериал, не перестающий репетироваться»
Читать полностью:

Наталья Пивоварова/театровед, декан и руководитель курса театроведческого факультета РАТИ (ГИТИС), кандидат искусствоведения, профессор:
«Это праздник эстетизма, иронии, стеба, страсти, интеллектуального диалога, etc. Это немыслимая красота, чувство стиля, меры!»
Татьяна Старостина – критик и блоггер, из блога на facebook:

«Нет, это даже не разомкнутое пространство, как сказано в программке, это искомая театральная полнота, это заявка на монополию, поглощение всего и вся – зачем бегать по мелким лавкам, когда двери распахнул шикарный супермаркет, где разбегаются глаза, где все, что только душа пожелает, и отменного качества…»


читать дальше

Дмитрий Лисин, критик и блоггер, из блога на facebook:

«Разомкнутое пространство работы – главное достижение отечественной театральной мыслепрактики, потому что это не просто открытые репетиции с яростным конферансом мастера Ю. Модули – подробнейшее мысленное рассмотрение всевозможных извивов и ростков Апулея, выраженных в самом романе сугубо эзотерически, то есть интуитивно. Получается, роман Апулея насквозь театрален».


читать дальше

 

«Ничего подобного мистерии Электротеатра нет и вряд ли получится у кого-либо ещё. Золота бунта много не бывает, штучная вещь. Актёры развили такой жар игры в процессе самотворения ролей, то есть этюдов, названных модулями, что очевидно нарушение привычных правил. Двуединая структура из основного действия, состоящего из трёх композиций плюс немереное число модулей, куколок, гусениц, готовых вползти в композиции, – делает процесс бесконечным. И чрезвычайно привлекательным для актёров. Ибо модуль, мутирующий в композицию, – мощнейшая психоаналитическая (она же шаманская) практика – вспоминание, превращение, творение».

читать дальше

Отзыв Дмитрия Лисина о первом дне «Золотого осла»
Одно ясно сразу - фб распознаёт образ, практически обожает Антона Лапенко, первого из всего Электротеатра узнаёт. Да и здорово, что Соколов-Косточкин-Лапенко клоунствовали в первом акте третьей композиции "Город". Лучшая и жутенькая Венера получилась у Леры Горина, кто бы сомневался. Хорошо, что у Электротеатра есть неутомимый эпический Павел Кравец (Ленина-Луция играл, куда смотрят режиссёры ленинианы?) и фантастический для театра брейк-данс дуэта Мягкий-Анисимов. О финальную сцену "Мачеха" расплющило всех, кто ещё что-то серьёзно воспринимал. Это настолько смешно и весело, что...Ведь смешно и весело не бывает одновременно. Это как если взять команду Комеди -клаба и послать учиться к Станиславскому лет на пять в 1900 год, а по возвращении они бы спели как раз такой архетипический хлыстовский блюз. Квартет Антона Торсунова если и клаб, то хай фай уровня.

Вообще жаль, что только пятеро из московских театральных критиков ходит на Осла. Ведь он поистине золотой. Ни разу нигде не видел такой свободы и феерического актёрского кайфа пребывания на сцене. Это чистая правда. Магия в виде серии трёх композиций на пять дней, куда входят и модули-миниспектакли, разработанные выпускниками МИР 4 и самими актёрами. Да в придачу абсолютно востребованный жанр, лекция-разбор от лица самого Изиды, фактическое разоблачение (магии) модулей. Но самое важное - заявка на осознание инициатического, мистериального в театре. короче говоря, видя эту непрерывную пятидневную мутацию, колдун из Мадавры остался бы доволен. 

Мастер Ю-хан прекрасен настолько, что самый неначитанный зритель в зале понимал отчётливо его новаторскую, по сути, мысль. Не театральную мысль, это слишком узко, но новаторскую. Впрочем, если мысль не новая, то и не мысль. Об актёрах и говорить нечего - экстатическим безбрежным состоянием они взболтали зрителям все шарики. Кстати, актёры неузнаваемы - видимо, из-за своей режиссёрской деятельности в новой процессуальности Юхананова. Так что залечь на дно не в Брюгге, только в Осло...Сегодня и завтра, пора. Пора затопить тональ (бесплатно!) невероятно плотной теафренической информацией. Теафр, теа-феерия.

Смотреть отзыв и фотографии на Facebook
Отзыв Дмитрия Лисина о втором дне «Золотого осла»
Вчера окончательно стало ясно, процесс новой процессуальности запущен в стратосферу, влияние Электротеатра на театральный процесс входит в стадию генезиса полноценной эзотерической капсулы, куколки, способной возвратить зрителя к роли инициируемого если не иерофантами, то"мелкими адептами". Если сказать сериозно, то вчера была первая из трёх композиция - "Мохнатая", что видно по колоннам. Стадия гусеницы. А сегодня, выходит, наступимт имаго, превращение в бабочку. 

Вчера, из-за пропущенных позавчера модулей, Аллы Казаковой было столь много, что выдался бенефис. Она потрясающая во всех смыслах, теперь к театральному добавилось нечто древнее, мутагенное, превращательное. Её Психею и Венеру трудно сравнивать со всеми иными, самыми мощными работами. Почему? Надо подумать. Дуэт с Кравецом вызвал гомерический хохот, а ведь и в этом эпизоде и в модуле "на море" не было текста Апулея (почти). Однако Казакова странным образом превращала эти спец-тексты "неизвестного автора" именно в Апулея, то бишь в Осла. А, понял. Она показала саму превращаемость как персонаж. 

Ну, и очередной квартет Антона Торсунова заткнул за пояс, по сути прекратил деятельность всех возможных комеди-клабов. Возвышенный, адски язвительный, безупречный концерт внутри Осла. Так устроено древнее новеллино, все происходит внутри, в момент бифуркации, раздвоения линий, мыслей, рассказов, образов. 

Да и ещё пара моментов было сильнейших у молодых, неведомых актёров - ритуальных, сновидческих, суггестивных. Некогда думать, надо бежать на третьего Осла.

Смотреть отзыв и фотоотчёт на Facebook
Отзыв Дмитрия Лисина о третьем дне «Золотого осла»
Итак, мутация и трансмутация, то бишь посвящение в ослы. Потому Осёл золотой у Апулея, что это алхимический процесс. В том смысле, что всё не то, чем прикидывается, не то чем кажется наблюдателю. Бокс не бокс, а брейк, Казакова не Казакова, ибо меняется каждую секунду. Плотность образного ряда производит сферу Шварцшильда, погружающего зрителей в имаго где? Внутри чёрной дыры в центре Солнца. Мы любим ослов из слов, и это мы. Имеющие шанс стать человеками. Для этого нужно впасть в имаго, окуклится и мутировать из гусеницы в бабочку, из рассудка в ображение, в бражника, в махаона, в фантазм. Это война богов с людьми, принуждение к узкому ослиному пути. Какая связь Элевсина с ослиностью? Если б знать... Апулей не исчерпаем.

Ну, а мастер Ю-хан со товарищи умудрились золото выплавить прямо в сознании зрителей. Честное слово, ничего подобного мистерии Электротеатра нет и вряд ли получится у кого-либо ещё. Золота бунта много не бывает, штучная вещь. Золотой осёл как процесс "игры перехода" ещё не осмыслен, но будет. Актёры развили такой жар игры в процессе самотворения ролей, то есть этюдов, названных модулями, что очевидно нарушение привычных правил. Двуединая структура из основного действия, состоящего из трёх композиций плюс немереное число модулей, куколок, гусениц, готовых вползти в композиции - делает процесс бесконечным. И невероятно, немыслимо привлекательным для актёров. Ибо модуль, мутирующий в композицию - мощнейшая психоаналитическая актёрская практика (вспоминание, превращение, творение), что заодно есть три фигуры герметического делания, связанные с серой, ртутью и солью. Здесь вступает мастер Ю и рассказывает о тысяче важнейших способах троичной мутации. 

Кстати, мастер Ю, он же Изида (по сценарию) - прекрасный актёр. Но зрителям важнее был его искренний театр мысли, развиваемый в любой момент. То есть разбор, разнос. деконструкция модулей открыта зрителю, но при этом имеет свойство интимного разговора. Такие разборы обычно ведутся внутри, без зрителей. Он легко делает такое тай цзы, тантру, то есть управляется с противоположными эмоциями актёров, сильно трогаемых разбором.

Допустим, зрителю не понятно, почему разнесена вдребезги работа Веры Романовой и Виталия Тереховского, ведь там такой звук издаёт Венера (Ирина Рындина), такой интересный видеоряд, что чистый артхаус. Но в борьбе мнения Изиды со средним зрительским важный месседж Осла как процесса. Мгновенное превращение зрителя в наблюдателя, в театроведа. Надо было билеты продавать, это круче любых лже-психо-модульных курсов развития манагеров. 

Конечно, модули настолько питают стержневую, тщательно отобранную (Изидой) композицию, что возникает экологическая система саморегуляции. И где? В театре. Общее ощущение всех трёх композиций - вы попали именно в тот мир, что на каждой странице великого мистериального "напоминателя" Апулея. А ведь вошло немало "отсебятины" сегодняшнего дня. В этом суть правильного театра, все театроведы это знают. Но важен уровень тонкости, мощности, энергии, не побоимся сказать - состояний сознания акторов. Здесь важна тонема, а не тон. Важен выход за пределы ладового строя. И вся музыка - Сюмака, Широкова, Пильчена, Чернегина, подыгрывает этой задаче...

Об актёрско-режиссёрских работах (а они выдающиеся) в контексте инициатической истории Осла надо говорить отдельно. Но зрители всех трёх этапов долго будут находиться в правильном, тихом ахуе... Иа!

И этот бунт блаженный на пределе сил вдул зрителям усладу жуткую, отправил прямо в солнце. На переплавку

Смотреть отзыв и фотоотчёт на Facebook

Читать пресс-релиз
 
Борис Юхананов. Режиссер театра и кино, продюсер, актер, поэт и художественный руководитель Электротеатра Станиславский – о планах на будущий сезон, открытии Малой сцены и достоинствах киберпанка.

Август
Аэрофлот Premium
Автор: Мария Ганиянц


«Сейчас возникают новые технологии, способные многое изменить, например, виртуальный театр. Скоро мы сможем оказаться на театральном представлении не выходя из дома, сможем приближаться к лицу актера, наблюдать, как меняется цвет его глаз, вдыхать запах сцены. И в этом смысле театр может стать больше самого себя.»


Читать полностью 1:
Читать полностью 2: