Театр интимных отношений: последние премьеры сезона и аттракцион на все лето

Вадим Рутковский, «Сноб», 28 июня 2016

Александр Зельдович в первую очередь кинорежиссер (хотя в его биографии есть проект «Отелло», пару раз сыгранный в Центре им. Вс. Мейерхольда доброе десятилетие назад), автор нарочито, до тлена, гламурных и изощренных опусов «Москва» и «Мишень» по сценариям, написанным в соавторстве с Владимиром Сорокиным. Для амбициозной постановки в Электротеатре он взял пьесу английского драматурга Сары Кейн «4.48 Психоз» — болезненный, страстный, изматывающий женский монолог самоубийцы, один из самых шокирующих текстов в мировой драматургии: 4.48 — время, когда кончает с собой героиня, 4.48 — время, когда в психиатрической клинике повесилась сама 28-летняя Сара Кейн, поставившая точку и в пьесе, и в жизни. Произведение, обычно укладывающееся в час с небольшим, Зельдович превратил в масштабный, на два часа с половиной часа (считая антракт) спектакль: текст разделен между 19 актрисами, а отдельным действующим лицом становится физиологический видеоарт группы АЕС+Ф, эпический и простой одновременно, напоминающий о ранних работах коллектива, сделанных еще без участия актеров и моделей. Странное дело: «Психоз» переполнен кровью, мясом, матом (стоит отметить остроумие переводчика, пытающегося соблюсти правила приличия и заменяющего fuck you на «сдохни, сука»), радикально интимными вещами, драйвом разновозрастного ансамбля первоклассных актрис, но остается роскошной и холодной инсталляцией. И не один ведь Зельдович так обращается со страшным (может быть, слишком страшным) текстом. Несколько лет назад на NET привозили «4.48 Психоз» поляка Гжегожа Яжины — он тоже облекал неистовую Кейн в строгую форму, сковывал предсмертную бурю рамкой из электронных зеленых цифр. Может, кто-нибудь когда-нибудь и решится поставить эту пьесу так, как она написана — жестоко и грязно?