Выставка «Октавия. Трепанация»
14.07.2017 | Новость


Выставка макета сценографии, эскизов костюмов и фотографий оперы режиссера Бориса Юхананова и композитора Дмитрия Курляндского.


ВХОД СВОБОДНЫЙ


Опера «Октавия. Трепанация» создана в год столетия главной русской революции. Отправной точкой для либретто, в котором смонтированы два текста – пьеса «Октавия», приписываемая древнеримскому философу Сенеке, и фрагменты эссе Льва Троцкого о Ленине, написанное в 1924 году, после смерти советского вождя. Предшественником оперы «Октавия. Трепанация», ставшей результатом копродукции Электротеатра Станиславский и Holland Festival, является одноименный проект, осуществленный Борисом Юханановым в 1989 году, на фоне развала империи и перестроечной эйфории. Но если тот спектакль, игравшийся в ЖЭКах, был исполнен предчувствием надвигающихся катаклизмов, то темой нынешней «Октавии» стала тирания.


Действенный концепт «оперы-операции» заключается в попытке избавить мир от тирании посредством вскрытия корней насилия через проведение трепанации черепа Ленина. Тотальный сценографический образ (художник-постановщик – Степан Лукьянов) состоит из динамической и при этом цельной конструкции в виде головы Ленина, обрамленной лавровым венком, и повозки, запряженной скелетами кентавров, которая становится то постаментом для выступлений, то катафалком. В сложно сочиненном композитором Дмитрием Курляндским музыкальном пространстве движется «терракотовая армия», понукаемая «окровавленными» красноармейцами. Придуманные для исполнителей художницей Анастасией Нефёдовой костюмы превращаются в самостоятельные объекты и довершают инсталляционный облик спектакля.

Премьера оперы «Октавия. Трепанация» состоялась в июне 2017 года в рамках юбилейного, 70-го Holland Festival на сцене Muziekgebouw – крупнейшей в Амстердаме театрально-музыкальной площадке. После гастрольного турне по Европе запланирована российская премьера спектакля.


На выставке представлены фотографии Андрея Безукладникова, Александры Атаманчук, Александры Муравьевой и Лучиано Романо.