Школа современного зрителя и слушателя

Школа современного зрителя и слушателя (ШСЗиС) — это образовательный проект Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ.

В момент, когда искусство становится все более сложным, требуется посредник, способный это искусство грамотно объяснять. Профилем «Школы современного зрителя и слушателя» станут открытые лекции, публичные диспуты и мастер-классы теоретиков и практиков.

Цель проекта — интеллектуальное развитие городского зрителя и вовлечение его в практику современных искусств (театрального, исполнительского, визуального, музыкального).

Мероприятия ШСЗиС
Разговор Андрея Могучего и Бориса Юхананова
«Сверлийцы»: разговор об опере
Презентация книги Теодороса Терзопулоса «Возвращение Диониса»
Разговор Ромео Кастеллуччи и Бориса Юхананова
Карты несуществующих городов. Санкт-Петербург. Презентация диска Дмитрия Курляндского
Презентация книг Алексея Парина «Хроники города Леонска» и «Басни соловьев»
Как смотреть и слушать современную оперу


Совместно с «Порядком слов в Электротеатре»:

Поэтический вечер Полины Андрукович

Igitur с Александром Скиданом: Вальтер Беньямин, «Центральный парк»

Встреча с писателями Алисой Ганиевой и Сергеем Шаргуновым

​Парные поэтические чтения Кирилла Медведева и Романа Осминкина

Презентация диска «Победа над солнцем»

Презентация книги Ги Дебора «За и против кинематографа»


Совместно с Лекторием ВЕСНА:

Лекция Дмитрия Булатова о Science Art

Лекция Дарьи Пархоменко о Science Art

Цикл лекций Зары Абдуллаевой и Олега Зинцова «Новые границы территории искусства»

Лекция Андрея Аствацатурова об Оскаре Уайльде

Лекция Андрея Аствацатурова о Стивенсоне и Киплинге

Лекция Андрея Аствацатурова о Джозефе Конраде

Лекция Андрея Аствацатурова о Голдинге и Еврипиде

Совместно с лабораторией Theatrum Mundi:

Исторический и театральный опыт. «Архив» Ежи Гротовского

Голоса и присутствие. Разговор о книге Эрики Фишер-Лихте «Эстетика перформативности»

«Театральный акт и политическое действие». Семинар из серии «Подвижный лексикон»


Совместно с Институтом театра:

Звук тела, тело звука. Показ работ танцевальной лаборатории СОТА

Диалог о новой музыке в театре: Дмитрий Курляндский и Теодор Курентзис

Круглый стол о современных театрах «Новые площадки = театр?»

Хайнер Гёббельс, Борис Юхананов: Критика репрезентации и нарративности в театре

Презентация антологии «Новая русская музыкальная критика»


Совместно с Гёте-Институтом, Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция»:

Rimini Protokoll о проекте Remote Moscow. Встреча с создателями спектакля

Дмитрий Курляндский, музыкальный руководитель Электротеатра

«Это такой сложный проект, который включает и лекции,
и мастер-классы, и встречи с философами и представителями
разных искусств. И, в том числе, я вот что хочу сделать — буду водить группы, чтобы учиться слушать. Мы будем собираться и куда-нибудь выезжать. Это может быть общественное пространство, загородное открытое пространство, закрытое пространство, метро, все что угодно. И мы договариваемся — что сейчас, с этой минуты, мы выключаем мобильные телефоны и на 45 минут оказываемся слушателями. Слушателями города, слушателями загорода».

Театральный роман. Гид по лекториям для театралов.
Коммерсант, Наталья Витвицкая
30.04.2016
Хроника интеллектуальной лихорадки

Современные горожане жаждут просвещения.

Трудно себе представить более архаичный формат потребления информации, чем слушание лекций. Какими бы технологическими новшествами оно ни сопровождалось, суть его остается неизменной: один человек, обладающий суммой знаний, излагает их в систематизированном виде всем желающим. До недавних пор количество последних ограничивало лишь одно — сила голоса выступающего. За пределы учебных заведений, где он был и продолжает оставаться каноническим, устоявшим ся на протяжении тысячелетий способом передачи знаний, этот формат решительно шагнул чуть больше ста лет назад. Тогда в России за власть над любознательными умами соперничали Корней Чуковский и футуристы, среди которых заметно выделялся Владимир Маяковский — с присущей ему быстротой интеллектуальной реакции и зычным голосом. Их доклады о положении дел в культуре и искусстве собирали полные залы. Для Владимира Маяковского публичные лекции, включающие в себя чтение стихов, дискуссии, ответы на вопросы, стали едва ли не основным видом профессиональной деятельности. Одно из интеллектуальных шоу — в плехановском экономическом институте — состоялось за пять дней до его самоубийства.

В списке проходящих в Москве интеллектуальных событий легко найти лекцию, куда можно попасть бесплатно. При этом она совсем не обязательно будет уступать в интеллектуальной насыщенности тем, которые слушают только за деньги. Как раз наоборот: это может стать уникальным событием, каким оказалась, например, встреча с голландским режиссером Полом Верховеном трехлетней давности, прошедшая в формате ответов на вопросы на летней площадке кинотеатра «Пионер». Чтобы попасть на нее, достаточно было зарегистрироваться. Причем регистрация, которая необходима, чтобы регулировать количество слушателей, в этом случае очень быстро закончилась. Бесплатные лекции, когда требуется только зарегистрироваться, проводят Институт «Стрелка», бизнес-школа RMA, Московская школа кино. При этом преследуются самые разные цели: как популяризация той сферы знаний, которую представляет учебное заведение, так и привлечение новой аудитории в его стены. Само пространство приобретает иное качество: становится открытым и, следовательно, более привлекательным. И привлекательность загадочным образом проецируется и на бренд, который олицетворяет собой эта площадка. Одним из первых, кто произвел подобного рода трансформацию с пространством театральным, стал «Гоголь-центр», запустив с момента открытия сразу несколько образовательных программ, включающих в себя и лекции в том числе. Это была настоящая революция. Театр из храма искусства, куда зритель попадал только в строго назначенное время с одной целью — посмотреть спектакль, заскочить в антракте в буфет, по пути пробежав глазами по развешенным на стенах фотографиям актеров театра, превратился в образовательную площадку, предназначенную прежде всего для формирования ядра целевой аудитории. 


Аналогичным путем пошел и Электротеатр Станиславский.

Кристина Матвиенко, куратор Школы современного зрителя и слушателя, поясняет: «Образовательные программы в современном театре — это такой необходимый “плюс”, который делается вроде как по доброй воле самого театра, но, по сути, закрывает собой огромную потребность нынешнего горожанина в “культпросвете”. Чтобы успешно контактировать с театром сегодня — театром, который стал и сложнее, и радикальнее, и с внезапной силой открылся диалогу, — нужно знание контекста и правильная, не высокомерная интонация того, кто что-то тебе объясняет про современное искусство. Вот Школа современного зрителя и слушателя, а плюсом к ней — разного рода музыкальные и перформативные практики, происходящие в Электротеатре Станиславский с момента его нового открытия, — и придумана для диалога, в котором нет главного и второстепенного, но есть равные по званию. Диалог — он для того, чтобы друг друга услышать и вместе двинуться к истине. Вместе с участниками театрологических лабораторий, со слушателями лекций больших мастеров, с посетителями киносеансов “Синефантома”, с деятелями сегодняшнего театрального процесса мы и собираемся, чтобы укоротить расстояние от “потребителя” до “продукта”. Понимая при этом, что обе дефиниции могут и не работать в поле современного театра. Так что скорее “участники”, “свидетели” и “процесс”, чем большой супермаркет».

Читать