Дорогие зрители!

Согласно приказу Департамента культуры города Москвы № 615/ОД от 15 октября 2020 года с 19 октября 2020 года приобрести билеты в театр возможно только онлайн, а касса театра на Тверской, 23 теперь будет работать только для оформления возврата билетов.

Внутри театра мы убедительно просим вас не снимать маски на протяжении всего времени пребывания и в фойе, и в зале, и в других помещениях театра. От этого зависит здоровье наших с вами соседей и дальнейшая работа театра, который после долгого перерыва наконец начал работать, хотя и в условиях ограничений.

Мы со своей стороны сделаем все возможное, чтобы сделать ваш поход в театр удобным и безопасным.
 

Иллюстрация к «Книге Тэль»

Книга Серафима

в рамках XV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория»
Режиссер и композитор: Александр Белоусов
Поделиться:

Продолжительность: 1 час 20 минут

Ближайшие показы

30 октября,  Пятница
20:00
31 октября,  Суббота
20:00

Премьера состоялась 20 февраля 2020 года.

Показы оперы «Книга Серафима» 30 и 31 октября проходят в рамках XV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория».

В спектакле используется перевод Константина Бальмонта поэмы Уильяма Блейка The Book of Thel на русский язык («Книга Тэль», 1921) и перевод Вирджинии Вульф (и Сэмюэля Котелянского) фрагмента романа Достоевского «Бесы» на английский язык (Stavrogin’s Confession, 1922). 

В новой опере Александра Белоусова («Маниозис» и «Маниозис-2», Электротеатр Станиславский) смонтированы два произведения: первая пророческая поэма Уильяма Блейка «Книга Тэль» (1789) о дочери Серафима, которая в поиске причины своей тоски обращается к Лилии Долин, потом к Облаку и Червю и, наконец, попадает в лоно Земли, где обнаруживает источник страдания человека; и глава «У Тихона» из романа Достоевского «Бесы», где главный герой, Николай Ставрогин, ведет разговор с архиереем Тихоном, представив ему письменное свидетельство своих прошлых грехов. 

В обоих случаях речь идет о Желании. Желание человеку дано. Но у Достоевского Ставрогин говорит: «Я всегда господин себе когда захочу». Если Блейк (за столетие до Фрейда) только обнаруживает Желание, как источник движения человека, то Достоевский предлагает способ осознанной работы с ним.

Название «Книга Серафима» отсылает нас к имени отсутствующего рассказчика – того, чьими глазами зритель видит и слышит историю, того фантастического ветхозаветного существа, чье изображение помещает Блейк на последней странице собственноручного издания своей поэмы. 

 

Пётр Поспелов об оперной премьере в Электротеатре в газете «Ведомости»: «Опера Белоусова называется "Книга Серафима": оба текста в ней соединены, они звучат по-русски и по-английски в симметричных переводах и изумительно сливаются. Тут все сошлось вместе: авторское искусство режиссера и композитора как создателя Gesamtkunstverk, мастерство певцов вокального ансамбля N'Caged, вместе с которыми поют и играют драматические актрисы, видео, танец, фонограмма и свет».

Смотрите также Весь репертуар

1