Медея

Пьеса Жана Ануя
Режиссеры: Валентин Ткач, Борис Львов-Анохин
Поделиться:

Премьера состоялась 7 октября 1967 года.

Автор:  Жан Ануй в переводе Валентина Дмитриева
Режиссер: Валентин Ткач
Сценография: Алексей Круглый
Музыка: Вадим Биберган
Художественное руководство постановкой: Борис Львов-Анохин

Спектакль недавнего выпускника ЛГИТМиКа Валентина Ткача был вторым после «Антигоны» сценическим воплощением «античного» цикла Жана Ануя, задуманного главным режиссером театра Борисом Львовым-Анохиным как трилогия. Миф о колхидской принцессе, преданной возлюбленным Язоном, ради которого она совершала преступления, затрагивала те же, что в «Антигоне», темы – противостояния частной субъективной правды незаурядной личности неправому заурядному миру и трагической неразрешимости конфликта между индивидуальным счастьем и общественным благом. Философскую направленность спектакля подчеркивали крайне условная декорация и пластическая выразительность мизансцен.

В «Медее» пять совсем молодых актеров, едва ли не дебютантов – Ж. Владимирская, Т. Назарова, Б. Романов, Д. Гаврилов, В. Коренев, – на почти пустой сцене, без помощи каких-либо постановочных эффектов держат зрительный зал в высоком интеллектуальном и эмоциональном напряжении.
Марков П. Львов-Анохин в Театре им. Станиславского // Марков П.А. О театре. В. 4-х т. Т. 4. Дневник театрального критика. М., 1977. С. 456–461.
«Образ спектакля — это ослепительное пятно света, куда как бы помимо своей воли влекутся герои и где они обречены корчиться в пароксизме страсти, "под взором карающего божества". <…> Сдавленные световым обручем, Язон и Медея движутся по кругу. Они словно танцуют боевую пляску, исполненную явной угрозы, скрытого смятения и страха. И они не могут этот обруч разорвать — они навсегда вместе, одинаково несчастные Медея и Язон. Все здесь построено на контрастах движения и покоя. Но покой иллюзорен. Спектакль начинается с высокой драматической ноты, которая временами приглушается лишь потому, что страсть героя совершает свою разрушительную работу в нем самом. Спокойствие здесь — это оцепенение, момент накопления сил, немой экстаз героя, который тут же разрешается во взрыве, потоке слов. И нет кульминации в этом спектакле — здесь все движется по порочному кругу повторности».
Якубовский А. Миф и реальность // Театр. 1968. №3

Исполнители

Медея:
Жанна Владимирская
Татьяна Назарова
Генриетта Рыжкова
Язон:
Дмитрий Гаврилов
Алексей Ковалев
Креон:
Борис Романов
Юрий Шерстнев
Кормилица:
Татьяна Назарова
Надежда Животова
Тина Гурко
Юноша:
Владимир Коренев
Борис Быстров
Вацлав Скраубе
Михаил Янушкевич
Стражник:
Вячеслав Кутаков
Василий Бочкарёв
Владимир Любимов