Театр

АДРЕС:
125009, Москва, ул. Тверская, 23

КАССА РАБОТАЕТ:
Пн–Вс 10:00–22:00
+7 495 699-72-24
БРОНИРОВАНИЕ БИЛЕТОВ И ЗАКАЗ ЭКСКУРСИЙ
kassir@electrotheatre.ru

Электротеатр Станиславский расположен на главной улице Москвы, по адресу Тверская, 23. В 1915 году здесь был открыт кинотеатр «Арс», а в 1950 году здание получил Московский драматический театр им. К.С. Станиславского — преемник Оперно-драматической студии К.С. Станиславского, открытой в 1935 году. Символическое наследие этих трех мест: драматического театра, оперно-драматической студии и кинотеатра — Электротеатр Станиславский берет с собой в новую эпоху.

Реконструкцию театра в 2013 году осуществило архитектурное бюро Wowhaus — авторы института «Стрелка», преобразований в Парке Горького и обновленной Крымской набережной. Разрозненные помещения здания объединены в цельное пространство, соответствующее трендам мирового театра. Автор программы обновления и художественный руководитель Электротеатра — Борис Юхананов, режиссер, теоретик театра и педагог, ученик Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева. В июле 2013 года Борис Юхананов возглавил театр по итогам конкурса на предложение концепции развития Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, проведенного Департаментом культуры города Москвы.

Подробнее о театре

Электротеатр Станиславский

В январе 2015 года после глобальной реконструкции Московского драматического театра имени Константина Станиславского открылся новый театр, получивший название «Электротеатр Станиславский». Идеологом новой концепции стал режиссер Борис Юхананов, выигравший конкурс на художественное руководство театра вместе с командой единомышленников. Изменения были осуществлены при поддержке правительства Москвы и частного Фонда поддержки и развития Электротеатра Станиславский.

В 1915 году в этом здании был открыт электротеатр «Арс» (тогда кинотеатры назывались электротеатрами). А в 1950 году сюда въехал Московский драматический театр имени К.С. Станиславского, преемник Оперно-драматической студии, последнего начинания великого режиссера. Эти исторические факты определили новое название театра, представляющего собой уникальное пространство, расположенное в самом центре Москвы.

Концепт Электротеатра включил в себя идею сопряжения оперного и драматического начал театра. А в основании концепта положен принцип генерирования художественной инновации, связанной с новыми стратегиями режиссуры.

Оснащенная по новейшим техническим стандартам Основная сцена предназначена для максимально разнообразного репертуара. Свои спектакли здесь ставят мастера режиссуры, драматической и оперной. Первым спектаклем Основной сцены стали «Вакханки» выдающегося греческого режиссера Теодороса Терзопулоса, работая над которым, артисты Электротеатра погрузились в мир античного дионисийского мифа и энергетических и голосовых практик.

Еще до официального открытия театра на Основной сцене был осуществлен спектакль Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ» — первая и единственная постановка итальянского художника и режиссера в России. Спектакль был представлен в трех номинациях на «Золотую Маску». А в рамках фестиваля NET в Электротеатре был показан спектакль Кэти Митчелл «Дыхание».

Уникальные технические возможности сцены-трансформера позволили осуществить постановку немецкого режиссера и композитора Хайнера Гёббельса «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой». Спектакль был участником Театральной олимпиады во Вроцлаве, номинировался на российскую национальную премию «Золотая Маска». В издательстве Электротеатра вышла книга Гёббельса «Эстетика отсутствия» — первый труд режиссера на русском языке.

С момента своего рождения Электротеатр, музыкальным руководителем которого является композитор Дмитрий Курляндский, стал единственной в России театральной площадкой, стратегически открытой современной академической и экспериментальной музыке.

Первым событием музыкальной жизни Электротеатра стал оперный сериал Бориса Юхананова «Сверлийцы». Музыку для «Сверлийцев» написали шесть ведущих современных российских композиторов, проинтерпретировавших каждый в своем ключе текст философско-поэтического романа о цивилизации под названием Сверлия. «Сверлийцы» были высоко оценены критикой, были представлены в 9 номинациях на премию «Золотая Маска» и стали вехой в новейшей истории оперы.

Важным опытом копродукции российского театра с крупным европейским фестивалем стала опера «Октавия. Трепанация» Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского, показанная на Holland Festival в год столетия русской революции. Осенью 2017 спектакль, представляющий собой концептуальное размышление о природе тирании, был показан на сцене театра «Олимпико» в Виченце. Российская премьера «Октавии» состоится в Москве в июле 2018 года.

Опера «Проза» композитора Владимира Раннева, в которой он выступил не только в качестве композитора, но и режиссером, соединила современную арт-анимацию, сложную вокальную партитуру и тексты Чехова и Юрия Мамлеева. А опера «Маниозис» композитора и режиссера Александра Белоусова, вышедшая на Малой сцене, стала примером радикального эксперимента в области электронной и академической музыки в камерном изложении.

Оперный блок Электротеатра и высокая концентрация событий позволили театру выйти на международную фестивальную сцену и превращают его в единственное в России место, где в интенсивном театральном процессе задействованы ключевые фигуры современной композиторской музыки.

Драматический репертуар Основной сцены представлен спектаклями зарубежных и российских режиссеров и масштабными проектами самого Бориса Юхананова.

Первым спектаклем Юхананова с артистами Электротеатра стала «Синяя птица» — трехдневное эзотерическое путешествие по пьесе Метерлинка в глубину советской империи. Главные роли — детей Тильтиля и Митиль — в этом спектакле играют старейшие актеры театра, Владимир Коренев и Алефтина Константинова. Спектакль пронизан их личными воспоминаниями об истории театра и страны. «Синяя птица» — технически самый сложный проект театра, в котором задействованы все возможности сцены.

«Стойкий принцип» в постановке Бориса Юхананова по текстам Кальдерона и Пушкина раскрывает актуальную сегодня тему нетерпимости и онтологической войны языком перфекционизма и театральной красоты.

Революционной инновацией стал пятидневный проект Бориса Юхананова «Золотой осел» по Апулею — воплощение нового типа театральной стратегии, основанной на отказе от формата. «Золотой осел» переосмыслил принятую в театре коммуникацию: процесс создания работы становится представлением. Этот принцип и называется «разомкнутое пространство работы».

За три года существования Электротеатра вышло 46 премьер, созданных как топовыми российскими режиссерами, так и дебютантами.

Хедлайнер современного российского театра Константин Богомолов превратил «Волшебную гору» Томаса Манна в радикальный художественный жест. Филипп Григорьян перевел сюжет мольеровского «Тартюфа» в контекст трагической российской истории — спектакль номинирован в трех номинациях на премию «Золотая Маска». Кинорежиссер Александр Зельдович в «Психозе» соединил текст Сары Кейн с видеоанимацией художников известной арт-группы АЕS+F. Владимир Космачевский и художник Юрий Хариков сочинили экспрессионистский спектакль о гибели цивилизации по пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца»; спектакль получил премию газеты «Московский комсомолец». Мультидисциплинарный проект Инны Дулерайн «Песни Пца» с участием современных художниц из Тайваня, Греции и Великобритании демонстрирует открытость Электротеатра к разным видам искусств. Режиссер Олег Добровольский перекодировал известную пьесу Дюрренматта «Визит старой дамы» в миф о пределах власти. Командой молодых российских режиссеров и художников была сочинена «Чайка» — живой опыт деконструкции пьесы Чехова, где каждый из режиссеров сыграл Треплева. Опыт переноса бродвейской драмы «Анна в тропиках» Нило Круза в изощренный драматический спектакль осуществил режиссер Александр Огарёв. В своем спектакле «Полковник-птица» по пьесе Христо Бойчева режиссер Роман Дробот обратился к травматическим аспектам темы войны в современной Европе.

На специально выстроенной театром Малой сцене, открывшейся в сентябре 2016 года, состоялись 10 дебютов: «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой в постановке Евгения Беднякова, «Идиотология» Клима Козинского по роману Достоевского, «Пятно на стене» режиссера Полины Fractall по тексту Вирджинии Вулф, «Love Machines» Марии Чирковой по поэме философа Кети Чухров, «Бунин» Светланы Прохоровой по рассказам Ивана Бунина, «Дом Бернарды Альбы» Лорки в постановке Алисы Селецкой, «На мудреца» Георгия Грищенкова по пьесе Островского, «Скучная история» Василия Скворцов по повести Чехова, «Андромаха» Лейсан Файзуллиной по трагедии Расина и «Зойкина квартира» по пьесе Булгакова в режиссуре Ольги Лукичёвой.

Оснащение Малой сцены позволяет проводить кино- и видеопоказы. Здесь прошел показ фильма Жака Риветта «OUT 1», гостем которого был актер Жан-Пьер Лео.

Открывшийся спектаклем «Галилео. Опера для скрипки и ученого» летом 2017 года Театральный двор стал «московским Авиньоном» — оpen-air площадкой, пригодной для концертов, спектаклей, кинофестивалей и лекций. Опера «Галилео» номинирована на премию «Золотая Маска» в трех номинациях.

В фойе театра, включающего кафе и книжную лавку, на лестнице и в гардеробе разворачивается насыщенная жизнь Электрозоны. Эти площадки используются для лекций, перформансов, концертов современной музыки, кинопоказов, выставок и спектаклей.

Здесь осуществляются мощные выставочные проекты и инсталляции: резонансными событиями стала инсталляция Кэти Митчелл и Музея Виктории и Альберта «Пять истин», а также видеоинсталляция Бориса Юхананова, Дмитрия Курляндского и Елены Коптяевой «Тающий апокалипсис», запечатлевшая диалоги Бориса Юхананова с Кастеллуччи, Гёббельсом и Терзопулосом. Интеллектуальная активность театра подкреплена издательской деятельностью линии «Театр и его дневник», выпускающей книги по теории театра и смежных искусств. Просветительская и творческая деятельность Электрозоны собирает вокруг себя широкую аудиторию и создает необходимый сегодня театру контекст.

В мае 2017 года Электротеатр Станиславский вошел в состав Союза театров Европы.

Уникальный статус и художественная политика сделали Электротеатр местом, где складывается образ новой коммуникации. Практика Электротеатра отражает существо современной культуры, предполагающей открытый диалог с человеком.

Новости Все новости

Книги. Издательская линия Все книги