Памятная дата: 90 лет Евгению Урбанскому
27 февраля исполняется 90 лет со дня рождения Евгения Урбанского.
На смерть Урбанского в 1965 году Евгений Евтушенко написал стихи с эмблематичным названием «Баллада о совершенстве», начинавшиеся такими строками:
Урбанский Женька, черт зубастый,
Меня ручищами сграбастай,
Подняв, усталого, с утра,
Весь напряженный, исподлобный,
Весь и горящий, и спаленный
Уже до самого нутра.
Именно таким его и помнят до сих пор.
Урбанский сыграл канон положительного героя 50-х, флагмана поколения – молодого, могучего, страстно верящего в партийные идеалы, готового на подвиг, бесстрашного и непобедимого. Кино закрепило за Урбанским эту социально безупречную маску и соединило ее с личностью актера. Но, впрочем, он, кажется, рад был ей соответствовать. Хотя Урбанский, вопреки представлениям, был отнюдь не из «правильной» рабочей семьи, а сыном врага народа, крупного партийного чиновника, сосланного из Алма-Аты (где работал и где родился Евгений) в уральскую Инту – на шахту. Общительный и музыкальный, Урбанский в школе занимался художественной самодеятельностью и, поучившись некоторое время в Дорожном, а потом в Горном институтах, в 1952 году поступил в Школу-студию МХАТ на курс Василия Топоркова. Фактурного студента заметили, и он начал сниматься в картине «Коммунист» Юлия Райзмана. И эта роль Василия Губанова принесла ему невероятную известность и народную любовь, многократно усиленную и «Чистым небом» Григория Чухрая, и «Неотправленным письмом» Михаила Калатозова.
Театр им. К. С. Станиславского, в который Урбанский был принят в 1957 году, его героическую маску если не разрушил, то значительно и разнообразно раскрасил. Он дебютировал ролью Кирилла в «Раскрытом окне» в дебютной же пьесе Эмиля Брагинского. Схематичная роль симпатичного студента заявила о профессиональных качествах Урбанского – сценическом темпераменте, требовательности к себе, партнерской чуткости. Затем ввелся в сатирическую мелодраму «Ученик дьявола» по Бернарду Шоу на роль Ричарда Даджена, романтического бунтаря, не условного, а наделенного конкретными портретными чертами, характером, – резкого, грубоватого, насмешливого. В «Такой любви» – сверхпопулярной пьесе Павла Когоута – роль карьериста и эгоиста Петра Петруса, сыгранная с тонкой сатирической самоиронией, значительно отвела Урбанского от положительного амплуа. В «Блудном сыне» – спектакле Софьи Гиацинтовой (и в дуэте с ней) – характер героя был еще сложнее – он играл трагедию заблуждения и постепенного раскаяния шпиона, завербованного иностранной разведкой. В польской драме «Первый день свободы» его герой Ян, вышедший из немецкого военного плена офицер, во взаимоотношениях с семьей «побежденных» и своими товарищами решал сложную морально-философскую дилемму, что есть свобода, каковы ее права и границы. Удачей стала и работа в «Сейлемских ведьмах» по Артуру Миллеру, где Урбанский сыграл Джона Проктора, прямодушного и совестливого грешника, вместе с тем пробуя себя в качестве режиссера – ассистируя постановщику Александру Аронову.
Высокий, громогласный, Урбанский мечтал сыграть Маяковского (не только в радиоспектакле «Революцией призванный»), с которым чувствовал внутреннее родство, и Отелло. Мечтал проявить свой музыкальный талант, что тоже удалось лишь единожды – в роли Пичема в «Трехгрошовой опере», когда Урбанский вышел на замену заболевшему Леонову.
Кинообраз преследовал Урбанского до конца жизни, он и умер по героическому канону – молодым, в зените славы, в любви (его жена Дзидра Ритенберг ждала ребенка), во время исполнения профессиональных обязанностей – выполняя на съемках трюк на автомобиле.
Ольга Макарова