День рождения театра
В день рождения нашего театра, созданного приказом Наркомпроса от 16 марта 1935 года, мы хотим рассказать о первом спектакле Оперно-драматической студии, показанном зрителю. Напомним, что Оперно-драматическая студия была задумана К. С. Станиславским как учебное заведение для обучения по его системе драматических и оперных актеров, и со второго курса студийцы начали осваивать работу над ролью, готовя спектакли. Драматическое отделение осваивало классический новодрамовский репертуар раннего МХАТа – «Вишневый сад», «Три сестры», «Гамлет», «Ромео и Джульетту», «Плоды просвещения» и «Дети Ванюшина», а на оперном отделении взялись за «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Виндзорские проказницы» О. Николаи и «Снегурочку» Н. А. Римского-Корсакова.
Работа над оперными спектаклями идет быстрее, чем над драматическими – сама структура музыкальной фразы помогает певцам решить те задачи, которые драматические актеры должны решить без помощи музыки, поэтому в конце третьего курса, в начале лета 1938 года, когда проходит экзаменационная сессия с демонстрацией готовых отрывков, комиссия во главе со Станиславским и музыкальным руководителем Николаем Головановым с удовлетворением и гордостью отмечает, что работа над «Чио-Чио-сан», показанной целиком и в нескольких составах, вступила в завершающую стадию.
«Просматривал два раза «Чио-сан», очень приятное впечатление, почти готовый спектакль, все японцы в костюмах, прилажена очень милая комнатная декорация». (Из письма Станиславского Марии Лилиной от 5 июня 1938 г.).
Эти показы с интересом воспринимают не только педагоги (Маргарита Гукова, Любовь Шор-Плотникова, Антонина Нежданова), но и гости, в частности, Мейерхольд, которому Станиславский прочит педагогическую работу в Студии. «Чио-Чио-сан» первым решено показать высокому начальству – 16 июня на спектакль приглашают председателя Комитета по делам искусств. Этот с успехом прошедший отчетный показ оказывается для Станиславского последним в жизни.
К концу 1938 году режиссеры-педагоги Варвара Батюшкова и Анна Боголепова, дирижер Юрий Муромцев и брат Станиславского Владимир Алексеев (перевод либретто оперы его авторства), который помогал артистам овладеть внешней характерностью – учил умению обращаться с веером, носить кимоно, характерной японской походке, завершают занятия над «Чио-Чио-сан», и оперу начинают прокатывать на сценах театров, клубов и домов культуры.
Исполнительницы партии Чио-Чио-сан 3оя Соловьева и Ольга Коляденко (а затем и Лилия Гриценко), да и другие артисты (Пинкертон – Евгений Павлов, Сузуки – Полла Касюлайтис и Анна Григорьева, Шарплес – Петр Жирнов и Сергей Ильинский, Горо – Виктор Белановский, Бонза – Владимир Андриевский) доказывают право на профессию. Спектакль уверенно представляет «достижения метода», Студию, а затем и Оперно-драматический театр им. К. С. Станиславского вплоть до 1948 года, когда оперное отделение сокращают, переводя артистов в оперную группу при Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. И «Чио-Чио-сан» находится место в репертуаре, где ее играют аж до 1974 года.
424242