Кино, Электродвор
Эликсир
«Эликсир»
2015, 82 мин.
Режиссер, автор сценария и режиссер монтажа — Даниил Зинченко
Оператор-постановщик — Саша Тананов
В ролях — Александр Горелов, Николай Копейкин, Григорий Сельский, Виктория Максимова, Анна Алексеева, Сергей Фролов, Олег Руденко-Травин, Глеб Алейников, Дмитрий Журавлев, Виктор Хоркин, Анастасия Чупахина
Продюсеры — Андрей Сильвестров, Тихон Пендюрин, Глеб Алейников
Звук — Андрей Гурьянов и Антон Курышев
Производство: ЛИГА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО КИНО, КОСМОСФИЛЬМ, СИНЕ ФАНТОМ
Международная премьера состоялась 12 февраля 2016 года на 66 Международном Берлинском кинофестивале в рамках программы «Форум».
Полнометражный дебют в кино художника и режиссера Даниила Зинченко «Эликсир» – это современная сказка, в которой участвуют герои русского мира – ученые, партизаны, космонавты, чиновники и Родина-мать. Ученый со своим помощником ищет ингредиенты для эликсира. Их задача – воскресить всех мертвых. В это же время чиновники разыскивают Плотника, который умеет превращать воду в нефть.
После показа фильма – традиционное для киноклуба СИНЕ ФАНТОМ обсуждение со зрителями.
«Земная ширь и бесконечность космоса соединяются в этом фильме. Два смысловых вектора – земная горизонталь как поиски счастья, любви и всеобщего братства и небесная вертикаль как мечта о воскрешении и постижении бесконечности, о стремлении вверх – объединяются в желании победить абсолютное зло и саму смерть. Россия – место их синтеза». Даниил Зинченко
«Ученый ищет эликсир бессмертия, он собирается заниматься воскрешением мертвых, и ему нужно собрать типажи русской души, их ДНК. У него есть помощник Серафим, который является квинтэссенцией того, что можно было бы назвать сыном России, образ его матери мы видим как окаменелый контур памятника Родины-матери. Еще в фильме есть герой Плотник, в котором легко угадывается образ Иисуса. А также там действует Почтальон, который является своего рода Гермесом, его фразы являются философическими нотами этого фильма. Почтальон как бы и озвучивает все это про пространство и осуществляет коммуникацию между героями, которая в итоге оказывается коммуникацией внутри русской души. Помимо всего прочего есть еще и Черти, которые оказываются представителями той популяции российской души, которая жаждет второго пришествия Иисуса для того, чтобы использовать его дар для приобретения нефтепродуктов, что отсылает нас к русской литературе, которая воспринимает экономический интерес, как интерес, противоречащий русской душе. Поэтическая линия, которая живет в этой сказке, сама эта поэтика напоминает Платонова. В каком-то смысле, Платонов – это писатель, который хоронит Россию и русский дух, с одной стороны, а с другой стороны, в силу своей эстетики, он его воскрешает. Это видение оказывается созвучным всему фильму. Так или иначе, фильм оказывается притчей о России. Каждый из его персонажей представляет из себя некий типаж. Есть партизаны, и есть космонавты – это два типа российской души или образа мысли, определенного взгляда на жизнь, через них проявляются два пространственных вектора, вертикаль и горизонталь. Одним из важных моментов этого фильма является акцент на расстоянии, тогда как про время вообще ничего не говорится. Так оказывается, что Россия – это пространство в первую очередь. Время в этом фильме замерло, оно стоит так же, как болото, по которому блуждают герои фильма». Ури Гершович, доктор философских наук, директор Исследовательского центра Еврейского музея и центра толерантности.
«Мы очень гордимся тем, что впервые показанная на Национальном фестивале «Движение» работа молодого режиссера Даниила Зинченко и продюсера Андрея Сильвестрова «Эликсир» отобрана в едва ли не самую интересную – поисковую, экспериментальную – программу Берлинского фестиваля «Форум». Учитывая то, как редко и неохотно Канны, Берлин и Венеция включают в последнее время в свои программы российские фильмы, это праздник втройне. Факт отбора говорит о том, что из России мировому актуальному кинопроцессу интересна прежде всего вопиющая, на грани партизанщины, оригинальность. Фильм Зинченко, в котором действуют бродячие мифологемы «русского мира», в котором аукаются идеи русского космизма и русского авангарда, – именно та «дичь», что днем с огнем не увидишь нигде, кроме России. В отличие от аккуратных попыток следования в фарватере западного «артхауса» или, тем более, манерностей Садового кольца – все это в мире видели не раз и не два и в куда «более лучших» инкарнациях. «Эликсир» если и вызывает какие-то киноассоциации, то прежде всего с работами Апичатпонга Вирасетакуна и других представителей «азиатского экстрима», работающих на стыке кино и современного искусства, видеоинсталляции». Стас Тыркин, кинокритик, программный директор Национального кинофестиваля дебютов «Движение»
«Эликсир» – страннейшее и редкое животное, словно из Красной книги. То, что его снял замечательный видеохудожник, чувствуется сразу, но мало ли в мире художников, пытающихся найти себя в кино? Подкупает здесь бережное отношение к другой традиции – как литературной, поэтической, так и кинематографической, поскольку «Эликсир» словно служит связующим звеном между нонконформистским кино совсем недавнего прошлого и новым поколением. Этот фильм завораживает и гипнотизирует, как и подобает прекрасной сказке, но при этом Зинченко не избегает реальности, иронично работает с образами, знаками и атмосферой современной России. Лично мне остро не хватает таких ярких дебютов: не просто хорошее кино, а ещё и обещание на будущее. Вот режиссер, за которым нужно следить». Борис Нелепо, кинокритик
«Путь, по которому движется Даня Зинченко, несмотря на устоявшийся для московского экспериментального кино термин «параллельное», на самом деле перпендикулярен маршруту современного российского кинематографа. Можно сказать, что он вертикален. Его не интересуют актуальные горизонты, а только вечные экстремумы — болото, почва, космос, спасение. Он использует основополагающие элементы советской мифологии, лишенные изначального контекста, — партизан, ученый, космонавт — и в результате своих алхимических преобразований синтезирует уникальный зрительный «Эликсир». Субстанцию хоть и существующую в набившей оскомину постмодернистской парадигме, но все-таки свежую и чарующую. И, что немаловажно, абсолютно профессиональную, несмотря на более чем скромный бюджет». Алексей Артамонов, кинокритик, редактор журнала «Сеанс»
«Дебютный полный метр московского видеоартиста стал точкой соприкосновения вечного и актуального, причем во всех смыслах. В своем «партизанфильме» Зинченко сталкивает лбами все возможные образы русской местности: офицеров в скрипучей форме, профессоров, Родину-мать, свирепых «белых воротничков». Сравнения с «Мифогенной любовью каст» очевидны, только там опять же чистый монолог (на то она и книжка), но здесь и сейчас сержанты, академики и Родина-мать над Волгой звучат совсем иначе. Постмодернистская ирония слетает, образы становятся актуальными. То, что было страницами давно прочитанных наивных книг, воскресает (привет философу Федорову) и обретает плоть». Иван Чувиляев, кинокритик, Colta.ru
«В этих мифогенных координатах, отсылающих сразу и к Федорову, и к Платонову с Пепперштейном, ничего не меняется десятилетиями – и в то же время каждая минута чревата вселенским коллапсом». Евгений Майзель, кинокритик, «Искусство кино»
«Граница между стебом и сакральностью прозрачна, под кого стилизован текст — Андрея Платонова, официозных советских хроникеров трудовых подвигов или внесоветских «медгерменевтов» — утверждать невозможно, фильм, как говорится, спорный, но величественный, не заметить — немыслимо. Насколько это contemporary art, настолько и кино». Вадим Рутковский, кинокритик, «Сноб»