3 марта, 20:00
Кино, Малая сцена

Кинотеатр параллельного кино СИНЕ ФАНТОМ: Музыка для кино

«Носферату, симфония ужаса» Фридриха Мурнау с оригинальным саундтреком композитора Ираиды Юсуповой
Поделиться:

Picture background

Ираида Юсупова: «Классический немой экспрессионистский шедевр немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау я покажу с новой версией саундтрека: музыка в записи соединится с моим лайв нойз индастриал перформансом.

В 2003-м году фестивалем ранних, немых немецких фильмов, идущих под живую музыку, Германия отмечала столетие национального кинематографа. Специально для этих картин композиторы написали разножанровые и разностилевые саундтреки. У каждого германского города было право выбрать фильм и композитора. Мне досталась Альтена. Вернее, я — ей. В Альтене мне встретился поклонник творчества — бизнесмен и пианист-любитель в одном лице. Его брат-близнец в Берлине несколькими годами ранее стал продюсером фильма Аркадия Яхниса «Ботинки из Америки», к которому я писала музыку. Оба брата были фанатами моего творчества, и Ули (Ульрих Френчковски) мечтал тоже что-нибудь мне заказать.

И вот подвернулся случай. Ули выбрал «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау и заказал мне партитуру. Он хотел сыграть её сам с компанией друзей-любителей. В состав ансамбля вошли рояль, труба, струнный квартет. Позже отпал альтист, но переделывать партитуру я не стала, и оказалась права, т. к. они всё равно не справились. На премьеру вызвали берлинских музыкантов во главе с дирижёром. У меня не получилось услышать их выступление, записи не сделали, а мне очень хотелось. Так что я пару раз ткнулась в Гëте Институт в напрасной надежде на исполнение в Москве. Спасла положение Наташа Рубинштейн — блестящая пианистка и директор собственного фестиваля АртНоябрь. Первая попытка создать проект в 2007 году провалилась. Всë должно было произойти в Питере в концертном зале Смольного Собора. Партитура была великолепно выучена (я была на репетиции) питерскими музыкантами во главе с блистательным дирижëром Фëдором Леднëвым. Но в Смольном Соборе нашлись серые кардиналы, не рекомендовавшие показ, и его отменили. Зато вторая попытка увенчалась успехом. Через два года в рамках того же фестиваля фильм был показан в московском Доме музыки в сопровождении ансамбля не менее потрясающих, но уже московских музыкантов, дирижировал ими Фëдор Леднëв, по счастливой случайности оказавшийся в Москве и имевший возможность репетировать.

Увиденное/услышанное вновь вдохновило меня на штурм Гëте Института — надо было по горячим следам записать саундтрек и выпустить двд. Но вновь я получила дверью по лбу и больше уже не совалась. Второй спасительницей проекта стала продюсер и активистка Евгения Дебрянская, влюбившаяся в мою музыку. Она с лëгкостью получила грант того же Гëте Института на запись и выпуск двд. Но с того «АртНоября» в Доме музыки прошло уже лет семь, собрать вместе прежних музыкантов было нереально. А образовать новый ансамбль не оказалось проблемой — в Москве супермузыканты не переводятся ни при какой погоде. И снова везение с дирижëром: на моë счастье главный дирижëр в моей жизни, гениальный Марк Кадин, оказался в Москве (редкий случай тогда и невозможный теперь). Музыка была записана в ГДРЗ (царство небесное этой легендарной студии) моим большим другом замечательным, тончайшим звукорежиссёром Дмитрием Мисаиловым. Тогда же вышел двойной dvd-альбом «Только мой Мурнау» с «Носферату» и «Восходом Солнца», саундтрек к которому я сделала ещё в 2001-м году. 


Проект Электротеатра Станиславский «КИНОТЕАТР ПАРАЛЛЕЛЬНОГО КИНО СИНЕ ФАНТОМ» – это регулярные показы фильмов и других аудиовизуальных произведений, которые берут культурологическое начало от движения «параллельное кино», зародившегося в начале 80-х и существующего в тех или иных интерпретациях в наши дни. Кино, которое не увидишь в масс-медиа: авангардное, независимое, экспериментальное, авторское кино, пограничное (междисциплинарное). Кино – как форма искусства. Открытые обсуждения с авторами после показов. КИНОТЕАТР ПАРАЛЛЕЛЬНОГО КИНО – это производная знаменитого киноклуба СИНЕ ФАНТОМ.

Руководитель проекта – Глеб Алейников.
Куратор – Марина Максимик.