Сцена из Композиции «Белая». Фотограф: Андрей Безукладников

Золотой осел. Разомкнутое пространство работы

Публичная сессия новопроцессуального проекта
Режиссер: Борис Юхананов Смотреть трейлер

Модули, Композиции: Мохнатая, Белая, Город

Поделиться:

Публичная сессия новопроцессуального проекта Бориса Юхананова посвящена работе над текстом Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

Проект реализован в принципиально новом для отечественной театральной практики жанре Разомкнутого пространства работы. Заложенная в нем перспектива предполагает постоянное изменение, то есть развитие.

Каждый из пяти дней «Золотого осла» состоит из дневных (с 14:00 до 18:00) показов модулей – то есть самостоятельных работ участников проекта, которые могут быть представлены фрагментарно, могут в любой момент быть остановлены Юханановым и публично им прокомментированы. И вечерних композиций (с 19:00 до 23:00) – двух «Мохнатых», двух «Белых» и одного «Города». Композиции – это готовые спектакли, построенные из сцен-эпизодов, в которых текст романа сочетается с комментарием участников действия.Пятидневная длительность проекта отражает его структуру, устроенную как два крыла бабочки (каждое состоит из двух частей, верхней и нижней, «Мохнатой» и «Белой») и ее тела («Город»). Бабочка «рисуется» на глазах у зрителя в логической, но нелинеарной последовательности: сначала левое крыло, потом «гусеница-тельце» («Город»), и наконец – правое крыло. Как только бабочка дорисована, она взлетает, что означает превращение спектаклей-композиций в репертуарный цикл Электротеатра Станиславский. Физически бабочка тоже присутствует – она летает по сцене, живая.

Радикальность проекта заключается в том, что текст Апулея здесь взят целиком. А поскольку роман невозможно отделить от возникших на протяжении столетий наслоений и контекстов, то возможным способом решения оказывается художественная стратегия, в которой текст отдается на откуп разным индивидуальным сознаниям (режиссерам и артистам, сочиняющим модули).

Сюжет романа Апулея становится жизнетворческой опорой для проекта в целом: Психее нужно пройти испытания, чтобы обрести благоразумие и мужество, Луций-осел посвящается в служители богине Изиде, чтобы сбросить личину животного. А участникам проекта, пробующим индивидуальный стиль в работе над одним из важнейших текстов европейской культуры, нужно получить статус режиссера. В случае Разомкнутого пространства модулей функцию Изиды берет на себя сам Юхананов, организующий участникам проекта в реальном времени и при свидетелях «побои жизни, из соображений того, что ощутить реальность можно только пройдя сквозь нее, не просто прикасаясь к ней». В отличие от репетиции, которая скрыта от глаз посторонних наблюдателей (в репетиции можно только участвовать), Разомкнутое пространство модулей – это процесс становления спектакля на глазах у зрителя, которому предлагается высказываться и даже возмущаться. Внутренним правилом «Золотого осла», таким образом, становится принцип индукции – правила устанавливаются в процессе игры. Они всегда есть, но могут быть изменены.

Исполнители

Алла Казакова
Павел Кравец
Андрей Емельянов
Виталий Тереховский
Фёдор Софронов
Даниил Пильчен
Роман Долгушин
Алена Кахута
Алина Горина
Елена Быркина
Илона Буль
Мария Меньшенина
Александра Верхошанская
Андрей Островский
Светлана Найдёнова
Татьяна Майст
Диана Рахимова
Клим Козинский
Людмила Розанова
Андрей Кузнецов-Вечеслов
Александр Синюков
Георгий Грищенков
Дмитрий Мягкий
Михаил Соколов
Евгений Капустин
Мария Беляева
Наталия Афанасьева
Ольга Журавлёва
Юлия Абдель Фаттах
Павел Шумский
Екатерина Андреева
Андрей Анисимов
Ася Белая
Дмитрий Микиртумов
Вера Романова
Татьяна Мариничева
Дарья Звездина
Кирилл Широков
Азамат Нигманов
Татьяна Перевалова
Антон Капанин
Инна Головина
Антон Лапенко
Наталья Павленкова
Нина Фирсова
Юрий Дуванов
Антон Косточкин
Анна Антосик
Борис Дергачёв
Владимир Долматовский
Алена Федорова
Антон Торсуков
Вера Кузнецова
Лера Горин
Кирилл Чернегин

Галерея

Пресса