Уважаемые зрители!
Театральное фойе и бар будут закрыты для посещения с 18 по 23 июня на монтаж и показы спектакля «Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи.

Со второй половины дня 23 июня фойе возобновит работу обычном режиме.

 

SOUND UP x СONTEXT: Созерцание. Вариации

Мультижанровый спектакль-перформанс
Режиссер: Юрий Квятковский 
Поделиться:

Продолжительность: 40 минут

Премьера состоялась 23 мая 2024 года.

 билеты 

В рамках фестиваля неординарных музыкальных событий SOUND UP и фестиваля современной хореографии СONTEXT. Diana Vishneva

По роману Томаса Манна
На музыку Филипа Гласса 
Режиссер: Юрий Квятковский 
Хореограф: Павел Глухов
Драматург: Михаил Дегтярев

Вариации — музыкальная форма, состоящая из темы и ее нескольких видоизмененных повторений — одна из старейших музыкальных форм, известная со Средневековья, и в то же время неизменно присутствующая в современной поп-культуре. Вариации (или репетитивность) стали ключевым приемом композиторов-минималистов, которые во второй половине 20-го века ушли в своих произведениях от нарратива к погружению музыкой в определенные состояния. Именно поэтому “вариации” вынесены в название мультижанрового спектакля-перформанса, который SOUND UP и Context представят 23-го мая в Электротеатре Станиславский. В нем драматург Михаил Дегтярев, хореограф Павел Глухов и режиссер Юрий Квятковский объединяют современный танец, музыку классика минимализма Филипа Гласса, идеи писателя Томаса Манна и видеомэппинг.

«Созерцание: Вариации» состоят из четырех частей-паттернов: танцевальной, инструментальной, вокальной и мультимедийной. Вступая друг за другом, части соединяются и наслаиваются, дополняются и прирастают смыслами, погружая зрителей в состояние близкое к созерцательному. 

Главная тема перформанса — размышление о красоте, о ее рождении и смерти, о конфликте молодости и старости, о противоречиях между любимыми и любящими. Эпиграфом для него мог бы стать фрагмент из новеллы Томаса Манна «Смерть в Венеции»: «Только красота достойна любви и в то же время зрима; она единственная форма духовного, которую мы можем воспринять через чувства и благодаря чувству — стерпеть». 

В «Созерцание: Вариации» прозвучат фрагменты из оперы Гласса «Эйнштейн на пляже» — пожалуй, самого известного произведения прославленного американского композитора и одной из ключевых опер второй половины 20-го века. Проводниками в гармонию звука Филипа Гласса станут танцгруппа Context, один из лучших вокальных составов в России, ансамбль INTRADA и востребованная органистка Ксения Свириденко.

По замыслу создателей, спектакль «Созерцание: Вариации» — это тройственный союз танца, музыки и зрительного зала, который к финалу из наблюдателя превращается в главного героя действа, соблазняемого красотой и ею вдохновляемого.

Создатели:

Фестиваль неординарных музыкальных событий SOUND UP

Серия уникальных концертов SOUND UP, созданная для людей, интересующихся новыми звуками и идеями, стала одним из самых заметных московских музыкальных явлений последних девяти лет. 

SOUND UP стал своеобразным гидом в мире современной музыки, представляя самых интересных современников — композиторов и музыкантов, работающих под тегом современная классика, инструментал, экспериментал, электроника, инди-поп. Кураторы проекта, удивляют каждым концертом, находя неожиданные пространства для выступлений и готовя для каждого из них уникальную сценографию.

Специальные мероприятия фестиваля включают не только события, подготовленные кураторами SOUND UP, но и приглашенными кураторами из числа музыкантов, идеологов фестивалей, музыкальных экспертов, а также концерты-коллаборации российских и зарубежных музыкантов и мультимедиа-художников.

SOUND UP является первым фестивалем в России, который сформировал собственный симфонический оркестр, исполняющий исключительно актуальную музыку. Уникальный коллектив объединил лучших российских музыкантов, специализирующийся на композиторах-современниках. Оркестр SOUND UP призван стереть границы между классикой, академическим авангардом, электроникой, междисциплинарными перформативными практиками и познакомить российскую публику с новейшими симфоническими сочинениями. 

SOUND UP. EXPLORE THE MUSIC LANDSCAPE

Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva 

Context. Diana Vishneva — это фестиваль и платформа развития современной хореографии. Открывая новые имена, создавая междисциплинарные проекты, Context продвигает современный танец, делает его актуальным и нужным. Основательница и художественный руководитель фестиваля — прима-балерина Диана Вишнёва.

Context был создан в 2013 году, как креативная лаборатория для молодых хореографов и показа актуальных танцевальных работ. Важным направлением работы Context является производство собственных проектов, копродукции с театрами, художниками и танцевальными компаниями. 

XII сезон фестиваля посвящён союзу и поиску параллелей художественных смыслов танца и архитектуры. В 2024 году Context выходит за пределы традиционных пространств, предлагая зрителям и авторам поменять угол наблюдения за танцем сегодняшнего дня и найти новые точки опоры современной хореографии через исследование архитектуры. 

 

Читать дальше

Юрий Квятковский, режиссер 

Театральный режиссер и одна из ключевых фигур современного независимого театра в России. Его спектакли не просто раз за разом обретают статус хита и получают авторитетные премии, но также неожиданным образом раскрывают новые возможности сценических искусств. Трактуя театр, как пограничное пространство, Квятковский экспериментирует со смежными видами искусств - в том числе оперой и цирком. Интеллектуальные и одновременно зрелищные синтетические опыты режиссёра покоряют как неопытных зрителей, так и заядлых театралов. Еще в конце нулевых в составе группы “Le Cirque de Sharles La Tannes” Квятковский взорвал интернет хип-хоперой «Копы в огне», а совместная постановка «Я тоже. Вербатим» со студентами из «Мастерской Дмитрия Брусникина» стала вехой отечественного документального театра. Спектакли Квятковского идут на ведущих театральных площадках Москвы и Санкт-Петербурга — от театра «Практика» до «Приюта комедианта», а также были многократно отмечены премией «Золотая маска» и Премией Сергея Курехина.

Павел Глухов, хореограф 

Один из самых талантливых и востребованных хореографов нашего времени, создающий неординарные и запоминающиеся танцевальные спектакли. Его работы всегда вызывают огромный интерес знатоков современной хореографии, так как он постоянно экспериментирует и пробует новые форматы.Выпускник РАТИ-ГИТИС, обучавшийся у легендарного балетмейстера Михаила Лавровского, лауреат многочисленных российских и международных конкурсов, Павел работал в труппе современного танца театра «Балет Москва» и театра «Новый балет», а также принимал участие в фестивале современного танца «Open Look» и Мастерской молодых хореографов Владимира Васильева. Сегодня он является куратором проектов фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva – успешно совмещает кураторскую деятельность с постановочной.
Хореография Павла Глухова основана на взаимодействии с другими видами искусства – музыкой, светом, видеопроекцией. В своих постановках хореограф задаётся философскими вопросами и рассказывает языком танца психологичные и напряжённые истории, сюжет которых строится на ощущениях и ассоциациях.

Михаил Дегтярев, драматург

Драматург и сценарист, способный мастерски превратить любой материал в захватывающую историю, и рассказать ее в конкретном пространстве или digital-формате. За его плечами: игры живого действия для фонда современного искусства V-A-C, перформативный лекторий фестиваля «Боль», спектакли с культурным героем российского документального театра Юрием Квятковским. Среди спектаклей, созданных в сотворчестве с режиссером - «Занос» по пьесе Владимира Сорокина («Золотая маска») и site-specific оперу «Мистерия Высокого давления» (номинация премии Сергея Курехина). Зрители SOUND UP знают Михаила как драматурга и либреттиста оперы о физике Андрее Сахарове «Аскет», автора сценария документального перформанса “Love” и концерта-перформанса “Inside the Orchestra”.

Исполнители:

Танцгруппа Contex: Проектная танцевальная группа, созданная  в 2022 году на базе фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva. Она объединяет поколение танцовщиков новой формации, обладающих высокой исполнительской техникой, творческими амбициями и широким эмоциональным диапазоном. От проекта к проекту танцовщики взаимодействуют с разными хореографами, совершенствуя исполнительское мастерство и развивая индивидуальный танцевальный почерк.

INTRADA: Уникальный для российского музыкального ландшафта певческий коллектив, который сохраняет независимость от институций и самостоятельно прокладывает свой путь в мире искусства под руководством дирижера Екатерины Антоненко. Коллектив начал с исполнения старинной западной музыки, а сегодня его репертуар не ограничивается партитурами эпохи Ренессанса и барокко. INTRADA представляет резонансные премьеры самых ярких представителей мировой академической сцены, а также регулярно выступает в качестве первого интерпретатора новых сочинений российских и зарубежных композиторов. 

Ксения Свириденко: Российская органистка нового поколения, чье виртуозное владение инструментом отмечали ведущие европейские эксперты. Выступает в лучших органных залах России, ведет активную концертную деятельность как сольный исполнитель на органе и фортепиано, а также в составе ансамблей. Кроме того, сотрудничает с различными творческими коллективами и преподает на кафедре музыковедения Академии им. Маймонида (РГУ им. А.Н. Косыгина). Ксения является постоянным участником Органного дуэта Фонда Бельканто и ведущей органисткой Фонда Бельканто, занимающегося поддержкой молодых талантливых музыкантов и уникальных культурных проектов, а также организацией фестивалей и мультимедийных концертов.

 

Драматург Михаил Дегтярев о постановке «Созерцание: Вариации»: «Волшебство минимализма и его звучания складывается из незначительных вариаций многократно повторяемых паттернов, которые гипнотизируют сознание и увлекают в музыкальное путешествие. Рисунок танца перформанса “Созерцание: Вариации” вторит минимализму. Танец повторяется четыре раза в четырехмерном пространстве куба под музыку Филипа Гласса в четырех вариациях с разными инструментами и голосами. Почему повторение так красиво и притягательно? Потому что повторение — один из универсальных принципов жизни. Жизнь повторяет себя и так приумножается. Жизнь повторяет себя в незначительных вариациях и так меняется, эволюционирует. От рождения к смерти. От молодости к старости. И так двигается вперед. Чтобы заметить эти незначительные вариации, недостаточно только смотреть. Необходимо видеть, созерцать, соучаствовать. Именно это состояние мы предлагаем прожить гостям нашего перформанса в компании музыки Гласса, танцоворов Context. Diana Vishneva и адаптированной новеллы Томаса Манна “Смерть в Венеции”, где старость обнаруживает себя в молодости и цикл снова повторяется».