Чио-Чио-сан

Опера в 3-х действиях Джакомо Пуччини
Режиссеры: Константин Станиславский, Варвара Батюшкова
Поделиться:

Премьера состоялась 16 июня 1938 года.

Режиссер: Варвара Батюшкова п/р Константина Станиславского
Художник: Игорь Носов
Дирижер: Юрий Муромцев

Оперу Дж. Пуччини «Чио-Чио-сан» («Мадам Баттерфляй») готовили с учениками оперного отделения Оперно-драматической студии под руководством К. С. Станиславского его ассистенты Варвара Батюшкова и Анна Боголепова. Небогатый внешними событиями, но полный внутреннего действия сюжет оперы становится идеальным материалом для воплощения декларируемого К. С. Станиславским метода работы артистов в оперном спектакле.

Эта учебная работа первой из всех студийных оказывается готовой к выпуску – на экзамене 1938 года ее показывают в костюмах и декорациях, и она вызывает интерес в том числе у приглашенного на экзамен В. Мейерхольда. 16 июня 1938 года К. С. Станиславский с гордостью показывает спектакль руководству Комитета по делам искусств, и это событие оказывается последним публичным выходом в его жизни. В конце 1938 года «Чио-Чио-сан» становится первым спектаклем Студии, показанным зрителю. Спектакль с исполнительницами главной партии Ольгой Коляденко и Зоей Соловьевой продолжали играть и после расформирования оперного отделения театра в 1948 году.

«В студийном спектакле ощущается ведущее значение музыки, направляющей творчество режиссера... Сущность всего спектакля в студии — это отражение сущности музыкальной идеи Пуччини... Все окружающее Чио-Чио-Сан как бы повторяет нам внутреннее состояние ее души. Скромное вишневое деревцо — это символ чистой и нежной любви маленькой Бетерфляй. На сцене нет ни одной лишней, ничего не говорящей вещи. Все оживает в руках певца. В ожидании приезда Пинкертона Чио-Сан и Сузукки с любовью украшают цветами свой скромный домик. Гирлянды цветов передают зрителю чувство любви и радости предстоящей встречи. В этом спектакле четко выступает и другой принцип Станиславского— общение с партнером,— который также помогает созданию единства сценического действия. Зритель все время чувствует ансамбль, а не каждого отдельного вокалиста, обращающегося обычно со своей арией только к зрительному залу...»
Советский артист. 1938. 23 декабря.