Фотограф: Олимпия Орлова

Проза

Опера по прозе Ю.Мамлеева и А.П.Чехова
Композитор и режиссер: Владимир Раннев
Поделиться:

Продолжительность: 1 час 20 минут

Премьера состоялась 20 ноября 2017 года.

«Золотая маска — 2019»: Лучшая работа композитора в музыкальном театре — Владимир Раннев (опера «Проза»)
«Золотая маска — 2019»: Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре — Сергей Васильев (опера «Проза»)
Спектакль-участник программы Russian Case фестиваля «Золотая Маска – 2019»
Лауреат премии Casta Diva–2018
Лауреат театральной премии газеты «Московский комсомолец» за 2018 год
Лауреат премии Ассоциации музыкальных критиков  – 2018

 

«Проза» создана на основе текстов Юрия Мамлеева и Антона Павловича Чехова – самых жестких и бескомпромиссных, по мнению авторов оперы, писателей в полуторавековой традиции русского реализма. Они творили с разницей в целый век, но их опыт исследования человеческой природы и социальных отношений актуален и сегодня, точнее – именно сегодня.

Композитор Владимир Раннев трактует рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь» как этапы развития одного сюжета. Первый – образец «жестокой» прозы, второй – созерцательный и почти бессобытийный.

Написанный в 1980-м году, рассказ Мамлеева представляет собой гиперреалистическое и одновременно фантасмагорическое исследование одного «случая», произошедшего в простой городской семье и радикально поменявшего жизнь героев. Герой чеховской «Степи», мальчик Егорушка, едет в город на воспитание к дальним родственникам, радуясь миру природы, но уже готовясь к открытию нового, непознанного и страшного мира – мира людей.

Перед нами – один человек, но увиденный в разное время своей жизни, как если бы Чехов и Мамлеев писали об одной, общей на всех, жизни, и общем мороке. Разные типы текстов и повествований создают напряжение между ними и диктуют принципиальную разность их подачи, что становится основой драматургии оперы Раннева и помогает развернуть перед зрителем высказывание о сложной природе взаимоотношений людей в современном обществе.

«Один из ведущих российских композиторов современности, Владимир Раннев не первый год работает на территории театра: в 2012 году он уже выступил постановщиком собственной оперы «Два акта» на либретто Дмитрия Александровича Пригова, да и в чисто инструментальных произведениях последовательно экспериментирует с театральным дискурсом. В своей четвертой по счету опере Раннев выступает одновременно и как либреттист, монтирующий тексты Мамлеева и Чехова, и как автор музыкальной партитуры для восьми голосов a capella, и как ее режиссер-постановщик. «Проза» уже заочно выглядит образцово-показательным произведением современного искусства, когда художник намеренно отказывается ограничивать сферу своей деятельности конкретной специализацией – но использует для выражения замысла максимально широкий спектр доступных ему художественных средств, распространяя свою авторскую волю на все элементы театрального целого». (Дмитрий Ренанский).

Спектакль на русском языке с английскими субтитрами

«Электротеатр Станиславский славится своими постмодернистскими постановками, но «Проза» действительно не похожа ни на что, что вы когда-либо видели. Официально "опера" одного из ведущих академических композиторов России Владимира Раннева состоит из двух частей, сыгранных одновременно на сцене. Первая представляет собой прозу из повести А. П. Чехова “Степь”, которую поют а капелла. Вторая - рассказ ”Жених" Юрия Мамлеева, выдающегося писателя метафизической фантастики второй половины XX века. Текст "Жениха" проецируется в формате комиксов на экран, расположенный над сценой. Пузыри комиксов дублируются на английский язык, поэтому вы сможете насладиться этим спектаклем во всей полноте». - The Moscow Times

Пресса