SOUND UP x СONTEXT: Созерцание. Вариации
Продолжительность: 40 минут
Премьера состоялась 23 мая 2024 года.
билеты
В рамках фестиваля неординарных музыкальных событий SOUND UP и фестиваля современной хореографии СONTEXT. Diana Vishneva
По роману Томаса Манна
На музыку Филипа Гласса
Режиссер: Юрий Квятковский
Хореограф: Павел Глухов
Драматург: Михаил Дегтярев
Вариации — музыкальная форма, состоящая из темы и ее нескольких видоизмененных повторений — одна из старейших музыкальных форм, известная со Средневековья, и в то же время неизменно присутствующая в современной поп-культуре. Вариации (или репетитивность) стали ключевым приемом композиторов-минималистов, которые во второй половине 20-го века ушли в своих произведениях от нарратива к погружению музыкой в определенные состояния. Именно поэтому “вариации” вынесены в название мультижанрового спектакля-перформанса, который SOUND UP и Context представят 23-го мая в Электротеатре Станиславский. В нем драматург Михаил Дегтярев, хореограф Павел Глухов и режиссер Юрий Квятковский объединяют современный танец, музыку классика минимализма Филипа Гласса, идеи писателя Томаса Манна и видеомэппинг.
«Созерцание: Вариации» состоят из четырех частей-паттернов: танцевальной, инструментальной, вокальной и мультимедийной. Вступая друг за другом, части соединяются и наслаиваются, дополняются и прирастают смыслами, погружая зрителей в состояние близкое к созерцательному.
Главная тема перформанса — размышление о красоте, о ее рождении и смерти, о конфликте молодости и старости, о противоречиях между любимыми и любящими. Эпиграфом для него мог бы стать фрагмент из новеллы Томаса Манна «Смерть в Венеции»: «Только красота достойна любви и в то же время зрима; она единственная форма духовного, которую мы можем воспринять через чувства и благодаря чувству — стерпеть».
В «Созерцание: Вариации» прозвучат фрагменты из оперы Гласса «Эйнштейн на пляже» — пожалуй, самого известного произведения прославленного американского композитора и одной из ключевых опер второй половины 20-го века. Проводниками в гармонию звука Филипа Гласса станут танцгруппа Context, один из лучших вокальных составов в России, ансамбль INTRADA и востребованная органистка Ксения Свириденко.
По замыслу создателей, спектакль «Созерцание: Вариации» — это тройственный союз танца, музыки и зрительного зала, который к финалу из наблюдателя превращается в главного героя действа, соблазняемого красотой и ею вдохновляемого.
Создатели:
Фестиваль неординарных музыкальных событий SOUND UP
Серия уникальных концертов SOUND UP, созданная для людей, интересующихся новыми звуками и идеями, стала одним из самых заметных московских музыкальных явлений последних девяти лет.
SOUND UP стал своеобразным гидом в мире современной музыки, представляя самых интересных современников — композиторов и музыкантов, работающих под тегом современная классика, инструментал, экспериментал, электроника, инди-поп. Кураторы проекта, удивляют каждым концертом, находя неожиданные пространства для выступлений и готовя для каждого из них уникальную сценографию.
Специальные мероприятия фестиваля включают не только события, подготовленные кураторами SOUND UP, но и приглашенными кураторами из числа музыкантов, идеологов фестивалей, музыкальных экспертов, а также концерты-коллаборации российских и зарубежных музыкантов и мультимедиа-художников.
SOUND UP является первым фестивалем в России, который сформировал собственный симфонический оркестр, исполняющий исключительно актуальную музыку. Уникальный коллектив объединил лучших российских музыкантов, специализирующийся на композиторах-современниках. Оркестр SOUND UP призван стереть границы между классикой, академическим авангардом, электроникой, междисциплинарными перформативными практиками и познакомить российскую публику с новейшими симфоническими сочинениями.
SOUND UP. EXPLORE THE MUSIC LANDSCAPE
Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva
Context. Diana Vishneva — это фестиваль и платформа развития современной хореографии. Открывая новые имена, создавая междисциплинарные проекты, Context продвигает современный танец, делает его актуальным и нужным. Основательница и художественный руководитель фестиваля — прима-балерина Диана Вишнёва.
Context был создан в 2013 году, как креативная лаборатория для молодых хореографов и показа актуальных танцевальных работ. Важным направлением работы Context является производство собственных проектов, копродукции с театрами, художниками и танцевальными компаниями.
XII сезон фестиваля посвящён союзу и поиску параллелей художественных смыслов танца и архитектуры. В 2024 году Context выходит за пределы традиционных пространств, предлагая зрителям и авторам поменять угол наблюдения за танцем сегодняшнего дня и найти новые точки опоры современной хореографии через исследование архитектуры.
Юрий Квятковский, режиссер
Театральный режиссер и одна из ключевых фигур современного независимого театра в России. Его спектакли не просто раз за разом обретают статус хита и получают авторитетные премии, но также неожиданным образом раскрывают новые возможности сценических искусств. Трактуя театр, как пограничное пространство, Квятковский экспериментирует со смежными видами искусств - в том числе оперой и цирком. Интеллектуальные и одновременно зрелищные синтетические опыты режиссёра покоряют как неопытных зрителей, так и заядлых театралов. Еще в конце нулевых в составе группы “Le Cirque de Sharles La Tannes” Квятковский взорвал интернет хип-хоперой «Копы в огне», а совместная постановка «Я тоже. Вербатим» со студентами из «Мастерской Дмитрия Брусникина» стала вехой отечественного документального театра. Спектакли Квятковского идут на ведущих театральных площадках Москвы и Санкт-Петербурга — от театра «Практика» до «Приюта комедианта», а также были многократно отмечены премией «Золотая маска» и Премией Сергея Курехина.
Павел Глухов, хореограф
Один из самых талантливых и востребованных хореографов нашего времени, создающий неординарные и запоминающиеся танцевальные спектакли. Его работы всегда вызывают огромный интерес знатоков современной хореографии, так как он постоянно экспериментирует и пробует новые форматы.Выпускник РАТИ-ГИТИС, обучавшийся у легендарного балетмейстера Михаила Лавровского, лауреат многочисленных российских и международных конкурсов, Павел работал в труппе современного танца театра «Балет Москва» и театра «Новый балет», а также принимал участие в фестивале современного танца «Open Look» и Мастерской молодых хореографов Владимира Васильева. Сегодня он является куратором проектов фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva – успешно совмещает кураторскую деятельность с постановочной.
Хореография Павла Глухова основана на взаимодействии с другими видами искусства – музыкой, светом, видеопроекцией. В своих постановках хореограф задаётся философскими вопросами и рассказывает языком танца психологичные и напряжённые истории, сюжет которых строится на ощущениях и ассоциациях.
Михаил Дегтярев, драматург
Драматург и сценарист, способный мастерски превратить любой материал в захватывающую историю, и рассказать ее в конкретном пространстве или digital-формате. За его плечами: игры живого действия для фонда современного искусства V-A-C, перформативный лекторий фестиваля «Боль», спектакли с культурным героем российского документального театра Юрием Квятковским. Среди спектаклей, созданных в сотворчестве с режиссером - «Занос» по пьесе Владимира Сорокина («Золотая маска») и site-specific оперу «Мистерия Высокого давления» (номинация премии Сергея Курехина). Зрители SOUND UP знают Михаила как драматурга и либреттиста оперы о физике Андрее Сахарове «Аскет», автора сценария документального перформанса “Love” и концерта-перформанса “Inside the Orchestra”.
Исполнители:
Танцгруппа Contex: Проектная танцевальная группа, созданная в 2022 году на базе фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva. Она объединяет поколение танцовщиков новой формации, обладающих высокой исполнительской техникой, творческими амбициями и широким эмоциональным диапазоном. От проекта к проекту танцовщики взаимодействуют с разными хореографами, совершенствуя исполнительское мастерство и развивая индивидуальный танцевальный почерк.
INTRADA: Уникальный для российского музыкального ландшафта певческий коллектив, который сохраняет независимость от институций и самостоятельно прокладывает свой путь в мире искусства под руководством дирижера Екатерины Антоненко. Коллектив начал с исполнения старинной западной музыки, а сегодня его репертуар не ограничивается партитурами эпохи Ренессанса и барокко. INTRADA представляет резонансные премьеры самых ярких представителей мировой академической сцены, а также регулярно выступает в качестве первого интерпретатора новых сочинений российских и зарубежных композиторов.
Ксения Свириденко: Российская органистка нового поколения, чье виртуозное владение инструментом отмечали ведущие европейские эксперты. Выступает в лучших органных залах России, ведет активную концертную деятельность как сольный исполнитель на органе и фортепиано, а также в составе ансамблей. Кроме того, сотрудничает с различными творческими коллективами и преподает на кафедре музыковедения Академии им. Маймонида (РГУ им. А.Н. Косыгина). Ксения является постоянным участником Органного дуэта Фонда Бельканто и ведущей органисткой Фонда Бельканто, занимающегося поддержкой молодых талантливых музыкантов и уникальных культурных проектов, а также организацией фестивалей и мультимедийных концертов.