«Руководитель театра обязан знать, куда он его поведет»

16 июля 2016

 


40 лет назад, 16 июля 1976 года, не стало Михаила Михайловича Яншина, главного режиссера нашего театра в 1950--1963 гг., с именем которого связывают период творческой молодости и расцвета театра. В статье 'Из пережитого' (цит. по: М.М. Яншин. Статьи, воспоминания и письма. М., ВТО, 1984. – 392 с.) Яншин вспоминал:

«К моему приходу Драматический театр имени К.С. Станиславского находился в плачевном состоянии. В подвальном помещении в одном из переулков на Сретенке, где играл театр, было неуютно и сыро. Хозяйство было в полном расстройстве, не было ни реквизита, ни костюмерной; за театром числилась большая финансовая задолженность. Правда, в расшатанной труппе сохранилась еще к тому времени группа талантливых людей, как например, Лилия Гриценко, Борис Левинсон, Сергей Маркушев, Галикс Колчицкий и другие.

Первые годы было особенно сложно. Многое надо было начинать как бы заново. Во-первых, получить новое помещение (а это очень непросто), затем укрепить труппу, наладить режиссерскую часть, продумать репертуарную линию театра и при всем этом ставить очередные спектакли, заниматься текущей работой.

Мною был привлечен в театр ряд совсем молодых актеров, окончивших главным образом Школу- студию при МХАТ, среди них — Урбанский, Гребенщиков, Филозов, Анисько, Менглет, а из Щукинского училища — Савченко, Сатановский... Но взять в театр молодого способного человека это еще мало. Руководитель театра обязан знать, куда он его поведет; надо суметь максимально раскрыть индивидуальность начинающего артиста; надо подумать о каждом в отдельности и каждому постараться подобрать роль, на которой он мог бы творчески расти.

Я всегда думал о дальнейшей жизни в театре такого редко самобытного актера, как Евгений Урбанский. Считал, что он может сыграть даже Паратова в «Бесприданнице», хотя роль эта казалась далекой от его творческих данных.

Когда я пришел в Театр имени К. С. Станиславского, был в труппе совсем молодой и тогда ничем не примечательный Евгений Леонов. Сейчас звучит малоправдоподобно, но в театре в то время шли разговоры, что у него недостает юмора, плохая дикция и другие недостатки. Время и работоспособность Леонова опровергли подобные сомнения и выдвинули его в ряды наших лучших актеров.

В области режиссуры у меня, так же как и в актерской деятельности, остались неосуществленные замыслы и мечты. Несколько лет я готовился к постановке «Идиота» по Достоевскому (инсценировка по заказу театра была сделана Г. В. Яковлевым). В 1955 году ввел в репертуарный план театра трагедию «Ричард III» Шекспира. Причем, намеревался пригласить на главную роль артиста МХАТа Белокурова. Я стремился к тому, чтобы установить органическую связь Театра имени К. С. Станиславского с Художественным театром.

Все эти названные, и другие мои режиссерские мечты не удалось претворить в жизнь по разным причинам. Тем не менее надо признаться, что за четырнадцать лет я поставил один или совместно с другими режиссерами немало спектаклей. Некоторые из них, думается, были удачами театра».

О Михаиле Яншине можно почитать здесь:http://ria.ru/spravka/20121102/908276378.html

 

 

Поделиться: