Уважаемые гости! В фойе театра проходит выставка Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда». Часы работы: ежедневно с 11:00 до 22:00.

Лилия Гриценко (Нина), Борис Левинсон (Грибоедов). Фото из архива театра

Грибоедов

Пьеса Сергея Ермолинского
Режиссеры: Михаил Яншин, Тихон Кондрашов
Поделиться:

Премьера состоялась 6 января 1951 года.

Автор: Сергей Ермолинский
Режиссеры: Михаил Яншин, Тихон Кондрашов
Художник: Борис Волков
Музыка: Кирилл Молчанов

Спектакль стал первой постановочной работой Михаила Яншина в качестве главного режиссера театра и пользовался успехом до конца 1950-х. Пьеса Сергея Ермолинского, основанная на исторических документах, была посвящена личности Александра Грибоедова, не как автора «Горя от ума», но как государственного деятеля, и во многом совпадала с концепцией «Смерти Вазир-Мухтара» Юрия Тынянова, который описывал Грибоедова как человека суховатого, холодного и далекого от революционных идей декабристов. Критика периода борьбы с космполитизмом неоднозначно отнеслась к заглавному герою в исполнении Бориса Левинсона, вынудив со временем заменить исполнителя, хотя для него «экспериментальная» работа, выведшая его, актера подвижной энергии, за пределы амплуа комика и плута к сдержанному интеллектуальному психологизму, стала вехой в карьере. Спектакль упрекали в отсутствии ясных мыслей и идей, живых красок и эмоций, не дающих раскрыть характеры и эпоху. Но нельзя было не признать несомненную удачу спектакля – вдохновенно сыгранный Лилией Гриценко поэтический образ юной Нины Чавчавадзе.

Авторы спектакля словно намеренно уводят нас от общеизвестных истин. Но в то же время, освещая новый, мало изведанный материал о последнем периоде жизни Грибоедова, не решаются домыслить то, о чем доподлинно неизвестно. [...]Драматург словно сознательно выбрал путь недоговоренностей. Все происходящее на сцене развивается как бы параллельно духовной жизни Грибоедова, рядом с ней, порой очень близко к ней, но все же только рядом, оставляя многое, слишком многое домысливать зрителю... Спектакль начинает приобретать совсем иное дыхание, получает поэтическую непосредственность и внутреннюю свободу, когда на сцене появляется Нина Чавчавадзе, роль которой исполняет Л. Гриценко.
Херсонский Х. Недоговоренный рассказ // Советское искусство. 1951. 14 апр.