Уважаемые зрители!
Театральное фойе и бар будут закрыты для посещения с 18 по 23 июня на монтаж и показы спектакля «Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи.

Со второй половины дня 23 июня фойе возобновит работу обычном режиме.

 

Фото: Сергей Минасянц. На фото: Римма Быкова (Роза), Марголин (Юрий Мальковский)

Ул. Шолом-Алейхема, д. 40

Драматическая история Аркадия Ставицкого
Режиссер: Александр Товстоногов
Поделиться:

Премьера состоялась 3 декабря 1985 года.

Автор: Аркадий Ставицкий
Постановка: Александр Товстоногов
Режиссер: Азат Рафиков
Художник: Никита Ткачук
Балетмейстер: М. Котлярова

Один из самых пронзительных спектаклей Москвы 80-х затрагивал острую перестроечную тему: новые идеи и возможности времени разделяли поколения, сталкивая устремления молодых с ценностями и привычками стариков. В центре сюжета история одной еврейской семьи из Одессы, в которой сыновья решились на эмиграцию в Израиль, поставив родителей (а отец – убежденный большевик) перед сложным выбором: расстаться с детьми или с Родиной.  Спектакль потрясал не только эмоциональной откровенностью актуальной темы с дискуссионным "национальным вопросом", но филигранной игрой исполнительницы главной роли Розы Риммы Быковой, признанной лучшей работой сезона на фестивале «Московская театральная весна – 1987».
Спектакль пользовался огромным зрительским успехом и шел с аншлагами много лет, был выдвинут на Госпремию и оценен не только в России, но и за рубежом.

«Лишний билетик» на этот спектакль начинают спрашивать уже в подземном переходе станции метро «Пушкинская», хотя никаких широковещательных реклам его премьере не предшествовало. А в зале люди откровенно плачут, не стесняясь своих слез перед соседом по креслу. И выходя из театра по окончании представления, не переключаются мгновенно на свои будничные домашние проблемы. [...] То, как играет свою Розу Римма Быкова, даже неловко называть игрой. На сцене, почти не покидая ее на протяжении всего спектакля, трепетно живет своей надломленной, трагической жизнью маленькая, худенькая, суетливая женщина с неповторимым одесским говорком, привычными движениями хлопотливой хозяйки, мелкой старческой походкой. И что бы ни делала эта Роза, о чем бы ни говорила – все дела и слова ее для других, ради других, во имя других.
Балашова Н. Порог дома // Московская правда. 1986. 12 февр.
...Об этой худенькой, маленькой женщине, кажется, можно рассказывать без конца, подмечая разные милые мимолетные мелочи, — как она разглаживает ладонью скатерть на столе, как ставит любимую пластинку на старенький довоенный патефон, как трогательно и зажигательно танцует «фрейлехс» с неожиданным партнером — белобрысым русским парнем, который отвел ее сомнение с неподражаемо лукавой одесской интонацией: «Или я не с этого города?». О родном городе, о быте двора, о словесных баталиях с торговками на знаменитом Привозе напоминает и ее чуть замедленная речь, с напевно вопросительной мелодикой. Старая Роза интересна в каждый момент своего бесхитростного и сердечно-мудрого бытия, ибо все в ней — правда и любовь, бесконечная любовь и к взрослым детям, и ко всем людям.
Марченко Т. Вода живая и мертвая // Ленинград. 1987
...Братья Марголины очень разные. Младший, Леонид (В. Коренев) — энергичен, решителен, нетерпим. Старший, Борис (Л. Сатановский) — мягкий, чуть вяловатый, сомневающийся, отдающий право решать тому, кто сильнее, напористей. Оба как будто определены, устроены. Можно догадываться относительно побуждений, мотивов, склонивших их к отъезду, относительно душевных сложностей Жени, дочери Бориса (Е. Клищевская). И что ж, человек имеет право выбора. Но и ответственность за свой выбор нести ему, человеку. Театр вглядывается в людей, решительно отказываясь от однокрасочности, одномерности. Даже в Барабанове (А. Горбатов), служившем старостой в годы фашистской оккупации, создатели спектакля видят человека. Пусть конченого, растоптавшего себя, погубившего. Но истинно крупная,захватывающая человеческая драма — это драма Розы, понявшей, что она не может оставить своих сыновей, сколько бы они ни принесли ей несчастий и горя, что она уедет вместе с ними. Героиня Быковой, еще в начале спектакля исполненная обаятельной жизненной силы, угасает на наших глазах.
Щербаков К. Первое впечатление // Известия. 1985. 9 дек.

Исполнители

Жена:
Людмила Розанова
Муж:
Леонид Зверинцев
Анатолий Егоров
Николай Трифилов
Котов:
Сергей Ляхницкий
Жорик:
Вячеслав Мищенко
Суня:
Владимир Ломизов
Владимир Анисько
Площанская:
Надежда Животова
Майя Менглет
Барабанов:
Александр Горбатов
Смугленко:
Нонна Мейер
Женя:
Елена Клищевская
Федор:
Виктор Древицкий
Николай Стоцкий
Юрий Дуванов
Петрук:
Вячеслав Кутаков
Юрий Шерстнев
Борис:
Леонид Сатановский
Леонид:
Владимир Коренев
Марголин:
Лев Борисов
Юрий Мальковский
Александр Роговин
Роза:
Римма Быкова
Ёся Бородатый:
Илья Андрианов
Соседка:
Елена Канцебовская