5 июня, 21:00
Кино, Электродвор

За Маркса...

Программа летнего кинотеатра СИНЕ ФАНТОМ
Фильм Светланы Басковой
ИнформацияОрганизаторы
16+
Купить билеты
Поделиться:

«За Маркса»
Проект независимого режиссера Светланы Басковой (основной конкурс «Кинотавра» 2012)
2012, 100 мин.

«Нас учили презирать власть денег и теперь 20 лет мы не знаем как жить». Светлана Баскова

Режиссер — Светлана Баскова («Зеленый слоник», «Голова», «Моцарт»)
Автор сценария  и художник — Светлана Баскова 
Оператор — Максим Мосин, Егор Антонов
Монтаж — Вероника Павловская
Звук — Кирилл Василенко
Продюсеры — Анатолий Осмоловский, Андрей Сильвестров, Глеб Алейников
В ролях: Сергей Пахомов («Шапито-шоу»), Владимир Епифанцев (Прок-театр, Маяковский, «Generation P») , Виктор Сергачев (народный артист РСФСР, «Премия», «Золотая речка», «Троцкий»), Лаврентий Светличный, Александр Ковалев, Владимир Яковлев, Денис Яковлев, Михаил Калинкин («Трактористы 2»)

 «Светлана Баскова – автор выдающихся видеофильмов, обладающих уникальной атмосферой, шокирующей  своей откровенностью, – впервые выступает как автор «большого» кино, пряча за внешней правильностью невероятный надрыв, свойственный ее искусству». Андрей Сильвестров.

«Светлана Баскова, единственный альтернативный режиссер, завоевавший внимание огромной аудитории, других примеров в наших стране среди альтернативных режиссеров не было». Владимир  Епифанцев.

Фильм о столкновении воспитанных Советской властью рабочих с дикими реалиями российского капитализма.

Сюжет «За Маркса...» основан на реальных событиях сегодняшнего кризиса, когда владельцы производства решают свои проблемы за счет рабочих людей и так обнищавших за последние годы.

2010 год, Россия. Главный герой (рабочий) вступает в созданный на заводе независимый профсоюз. Становясь случайным свидетелем убийства, и в следствии шантажа, он предает товарищей. Возникший классовый конфликт провоцирует героя на человеческий бунт. 

Идея фильма заключается в показе двойственности русского характера в котором парадоксальном образом слиты жестокость и благодушие, преданность делу и предательство, зависть и взаимовыручка.

После показа фильма – традиционное для киноклуба СИНЕ ФАНТОМ обсуждение со зрителями.

► Третий фестиваль молодого европейского кино VOICES, 2012 год, специальный приз жюри
► Приз «Белый Слон»,  2012 год, Гильдия киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ назвала событием года социально-политическую картину «За Маркса» режиссера Светланы Басковой
► Берлинский фестиваль, 2013 год, участие в программе «Форум»
► Фестиваль Subversive, 2013 год, Загреб
► Cимпозиум «RE-ALIGNED ART», 2013 год, Тромсё (Норвегия)


Комментарии режиссера

«Для меня это первый фильм, который был задуман и снят для широкой аудитории в поддержку зарождающегося профсоюзного движения в нашей стране».

«Человеку понижают зарплату, а он в ответ даже не в силах развернуться и уйти, потому что это единственное предприятие в городе, и отступать просто некуда. Это фильм о возможности бороться за свои права, за чувство собственного достоинства, которое порой бывает даже важнее какого-то результата. Движение независимых профсоюзов в России — тема непопулярная, об этом почти никто не знает, а между тем, это действенное средство против произвола работодателей».

«Я услышала об этом движении от своих знакомых и мне стало интересно и удивительно что есть независимые профсоюзы, что они защищают права рабочих и главное что им всячески мешают это делать.
Я решила изучить этот вопрос - есть ли у рабочего человека реальные законные права. И если эти права есть, то как они работают. И почему это одиночные небольшие профсоюзы реально защищают. А крупные профобъединения работают для «галочки». 
Я ездила по разным городам где проходили митинги - и это, конечно, полное неуважение местной власти к людям - работникам предприятий, руководство даже не выходило к людям. 
Я снимала все эти события, и ребята из профсоюзов давали мне возможность узнать, как все происходит изнутри.  Я очень уважаю этих людей - за их попытки отстаивать чувство собственного достоинства, за их вызов силе денег».

Читать дальше

 

Отзывы кинокритиков 

««За Маркса...» – самая страшная и печальная работа Светланы Басковой. Выдающийся режиссёр с уникальным стилем и, что важнее любого стиля, даром глубокого и точного социального анализа, сделала грубый – как его герои-рабочие – фильм, с саркастической ненавистью по отношению к власть имущим и нежностью по отношению к маргинальным персонажам-пролетариям (сцена, в которой рабочие-киноклубники на проходной обсуждают полярные системы драматического искусства и Годара, может и рассмешить, и растрогать до слез). Сергей Пахомов, постоянный артист Басковой, играет трагедию маленького человека, сломанного системой, падшего, однако же утянувшего в свой ад и олигархического героя Владимира Епифанцева – актер вернулся в мир Басковой, вновь в образе вечного пахомовского антагониста». Вадим Рутковский


«За Маркса...» есть ни что иное, как «Стачка» нашего времени, снятая , впрочем, не в плакатно-агрессивной стилистике Эйзеншейтна, а , напротив, с годаровской отсраненностью. Это не набатный бой, а доходчивое руководство по противодействию эксплуатации. Главный герой у Светланы Басковой – не преисполенная благородной ярости толпа, но маленький человек, схематичный двойник предполагаемого зрителя, нерешительный, боязливый и сомневающийся. Именно ему — пролетарию, отчужденному, кажется, даже от самого себя, и указывает путь товарищ Баскова. Кажется. Пока это единственно внятный российский ответ на вечно актуальный годаровский вопрос «как снимать политические фильмы политически?». Василий Корецкий, OpenSpace


«За Маркса…» восполняет зияющую брешь в российском авторском кинематографе: это подлинно социальное кино. Идейно наследуя Брехту, режиссер в своей стилистике приближается к документальным картинам Кена Лоуча о борьбе пролетариев с ползучим тэтчеризмом. При всей бескомпромиссности политического посыла и истинно марксистского пафоса, фильм полон нежности по отношению к персонажам. Рабочие с провинциального завода здесь – люди мыслящие, читающие, говорящие; в общем, люди, а не микросхемы». Антон Долин



«Перед нами – не просто свежая картина, снятая Светланой Басковой после продолжительного перерыва; это во всех смыслах новая и непривычная работа, открывающая новый этап в фильмографии этого автора. Один из самых радикальных русских режиссеров второй половины 90-х и первой половины 00-х, Баскова исследовала постсоветский социум и человека в нем с последовательностью археолога, снимающего слой за слоем, уровень за уровнем, все дальше уходя от места самых первых своих поисков – и больше к ним не возвращаясь. Менялись интерьеры, жанры, темы, конъюнктура, но не социальная направленность ее картин, достигшая апофеоза в «Марксе». Не всякий зритель распознает в этом фильме автора «5 бутылок водки»  или «Моцарта», ведь за эти годы режиссер прошел путь от трудных для простого зрителя и агрессивных фильмов «не для всех», близких к авангарду и contemporary art, до предельно ясного, прозрачного, демократичного искусства, прямо обращенного к народу». Евгений Майзель


Организаторы

Киноклуб «Сине Фантом»