Кино, Электродвор
Бирмингемский орнамент. Две части
«Бирмингемский орнамент»
2011, 68 мин., DCP
Фильм-участник 68 Венецианского кинофестиваля, 2011 год
Авторы фильма — Юрий Лейдерман, Андрей Сильвестров
Продюсер — Глеб Алейников
Операторы — Дмитрий Данилов, Алена ванн дер Хорст, Григорий Манюк, Наталия Моррис, Александр Можеванов, Александр Шумулин, Руслан Витюхин
В фильме снимались: Александр Лейдерман, Стас Подлипский, Вячеслав Турин, Цаган Мукабенова, Григорий Кофман
В общем, это идея сделать так, чтобы этнос, политика, расы, народы —превратились в несуществующие объекты… Подобно овальцам, коробкам, комочкам, шкафам! Вроде действительно «персонаж», действительно «представитель народа», но на самом деле лишь представитель углов у плинтусов или кофейных подтеков представитель. В общем, политические инвективы, коих следует понимать исключительно как поэтические инвективы. В общем, размазать геополитику по геологии и поэтике. Будто вопрос-эскимос, пляшущий со своими лентами, переворачивается на столбике, становится вопрос-холокост. Собственно говоря, «геопоэтика» — это и есть холокост, понимаемый как певческий ансамбль, как энсамблент, как эскимос. О, пляшущий холокост, — можно ли такое подумать?! Все можно подумать!
«Бирмингемский орнамент II»
2013, 90 мин., DCP
Специальный приз конкурса Cinema XXI 8 Римского кинофестиваля (2013)
Авторы фильма — Юрий Лейдерман, Андрей Сильвестров
Операторы — Александр Тананов, Андрей Костянов, Юрий Коробейников (Россия), Vesa Rönty (Финляндия), Yusuke Kaneko (Япония), Дмитрий Деканосидзе (Тбилиси)
Монтаж — Игорь Тихонов
Композитор — Ираида Юсупова
Звукорежиссер — Нелли Иванова
Продюсеры — Глеб Алейников, Егор Попов, Андрей Сильвестров
В ролях
Михаил Ефремов в роли художника Юрия Лейдермана
Shinichi Watabe (японский актер)
Pradyumna Chatterjee (кальянный узник)
Ян Гуревский (Мальчик)
Olga kLAIpEDA (Певица)
Алик Лигалиу (Осип Мандельштам)
Сергей Мигович (Сергей Городецкий)
Валерий Горин (Николай Клюев)
Павел Фартуков (Ян Кравченко),
Грузинский церковный хор,
финский хор Huutajat,
арт-группа «Коллективные действия»,
группа «Вверх!» и молодые звезды современного искусства,
японская группа оркестр Shibusashirasu Orchestra.
Почти 10 лет художник Юрий Лейдерман и режиссер Андрей Сильвестров ведут совместный проект «Бирмингемский орнамент». Это исследовательский проект, цель которого — размывание границ между актуальным искусством и современным кинематографом. Новаторские формы поэзии, музыки, театра переплетаются с существующими традициями, пытаясь преодолеть их границы. Результатом их деятельности стало несколько визуальных произведений, участвующих в различных выставочных проектах, а также фильмы «Бирмингемский орнамент» (участник 68 Венецианского кинофестиваля, 2011 год) и «Бирмингемский орнамент II» (премьера которого прошла на Римском кинофестивале).
Форма фильма — это своеобразный орнамент, в котором линии, разделенные на фрагменты, переплетаясь друг с другом, образуют целостное поэтическое высказывание. На сегодняшний день снято около 200 фрагментов, из которых 60 новых и составляют содержание фильма. Съемки проходили в Москве, Подмосковье (Химкинский лес), Канске, Японии, Грузии, Финляндии, на Крите.
После показов фильмов – традиционное для киноклуба СИНЕ ФАНТОМ обсуждение со зрителями.
Комментарим авторов
«Мы работали в разных странах, учитывая определенные национальные особенности, каждый раз находя живой творческий отклик в наших соратниках, замечательных артистах. Российские профессионалы Михаил Ефремов, Валерий Горин, Алик Лигалиу, индус Прадьямна Чаттерджи и непрофессионалы – фронтмен группы Shibusashirasu Orchestra Шиничи Ватабе, мэтры московского концептуализма…прекрасные музыканты и исполнители – Ольга Клайпеда, грузинский церковный хор, группа финских кричащих мужчин Huutajat…
Особенно трудным аттракционом было воссоздание атмосферы Москвы 30-х годов московской квартиры, где Мандельштам спорит с Клюевым. Для этих целей мы использовали уникальную советскую пленку Svema, срок использования которой должен был закончиться еще в 80-е. Ее необыкновенная фактура плюс филигранная работа актеров создали необыкновенный эффект». Андрей Сильвестров.
«Это орнамент разных национальностей, скорее, даже некий узорчик, который связывает какие-то личные галлюцинации с общепринятым мнением. С одной стороны, личные галлюцинации, с другой стороны, общепринятое знание про евреев, про грузин, про холокост и так далее, и так далее... Галлюцинации на абстрактные конструкции, при этом связанные с полем коллективного сознания, сосущие из него энергию понимания, которая все равно обращается в ничто. Вот это «Бирмингемский орнамент». Юрий Лейдерман.