Уважаемые зрители!
Театральное фойе и бар будут закрыты для посещения с 18 по 23 июня на монтаж и показы спектакля «Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи.

Со второй половины дня 23 июня фойе возобновит работу обычном режиме.

 

На фото: Генриетта Рыжкова (Алиман), Любовь Добржанская (Толгонай)

Материнское поле

Сценическая композиция по повести Чингиза Айтматова
Режиссер: Борис Львов-Анохин
Поделиться:

Премьера состоялась 16 апреля 1964 года.

Автор: Чингиз Айтматов
Режиссер: Борис Львов-Анохин
Сценография: Сагынбек Ишенов, Михаэль Кунин
Музыка: Роман Леденёв

 

«Спектакль «Материнское поле» можно назвать спектаклем-монологом. Все, что происходит на сцене,— это рассказ старой киргизской женщины Толгонай. По мере ее рассказа на сцене появляются герои повествования, появляются как ее воспоминания. И, разговаривая с ними, Толгонай, которую играет Л. И. Добржанская, в то же время смотрит на них как бы со стороны, зная уже их дальнейшую судьбу. Вместе с Толгонай мы видим ее мужа Суванкула — сначала молодым батраком, потом степенным колхозным бригадиром; мы видим Толгонай в поле, ужинающую с сыном Касымом; вот она разламывает лепешку из зерна нового урожая и вдыхает ее неповторимый запах; мы видим ее в страшную минуту проводов мужа на войну; видим, как она верхом преследует дезертира Дженшенкула, укравшего колхозные семена, и, раненная пулей грабителя, падает на дорогу... [...] Силу таланта, жизненный опыт, мудрость и теплоту сердца отдала Л. И. Добржанская своей Толгонай. И ее актерское создание стало одним из крупнейших театральных событий последних лет».
Хайченко Г. А. Страницы истории советского театра. М., 1965. С. 194—196.
«Интересна, своеобразна художественная стилистика спектакля. Он менее всего похож на то, что мы называем романтически-героическим направлением. Здесь нет никаких сценических символов, эффектных сцен и положений, нет ни единого героического монолога. Спектакль Б. Львова-Анохина удивительно скромен. Суровая жизненность, ощущение сценической правды и намеренное ограничение чисто театральных выразительных средств приблизило к нам происходящее, убедило в его истинности. Атмосфера киргизского аила, специфического быта передана режиссером и художниками С. Ишеновым и М. Куниным скупыми, но выразительными штрихами. Кажется, автор спектакля вовсе не стремился к обобщенности, и то, что эта обобщенность родилась в восприятии зрителей — результат глубокого проникновения в жизнь и психологию людей. Именно это и заставляет говорить об общечеловеческой значимости идеи спектакля, воспевшего силу человеческого духа. Мы, профессионалы, — плохие зрители, мы редко способны на непосредственное восприятие, на эмоциональную отдачу. Но здесь я смотрела не как профессионал. Только каким-то неуловимым чувством я понимала, как трудно исполнителям. Не говоря уже о Л. Добржанской, которая без преувеличения совершила творческий подвиг, все остальные... Каким образом слепили они настоящие человеческие характеры из трехминутных сцен: Суванкул — Глазырин, Касым — Ляхницкий, Айша — Мейер — все это отнюдь не однозначные фигуры. Генриетта Рыжкова раскрылась, на мой взгляд, как одаренная драматическая актриса: с большим темпераментом и искренностью создала она сложный образ Алиман».
Кнебель М. Материнское поле // Известия. 1964. 13 мая.

Исполнители

Жена Дженшенкула:
Надежда Животова
Девушки:
Наталья Антонова, Ольга Бган, Инесса Дровосекова, Алефтина Константинова, Майя Менглет, Валентина Маркова, Наталья Орлова, Лионелла Скирда
Дженшенкул:
Николай Салант
Леонид Сатановский
Девочка:
Наталья Антонова
Татьяна Ухарова
Катя Маркова (уч.-ца студии)
Всадник:
Дмитрий Гаврилов
Алексей Кулешов
Владимир Любимов
Василий Бочкарев
Леонид Зверинцев
Солдат:
Владимир Анисько
Юрий Гребенщиков
Леонид Зверинцев
Василий Бочкарев
Аксакал:
Юрий Мальковский
Сергей Мартьянов
Железнодорожник:
Игорь Козлов
Сергей Усин
Темирчал, почтальон:
Борис Лифанов
Евгений Леонов
Чабан:
Владимир Анисько
Георгий Бурков
Леонид Зверинцев
Евгений Урбанский
Сергей Ляхницкий
Усенбай, председатель колхоза:
Николай Михайлов
Василий Михайлов
Виктор Сускин
Джайнак:
Р. Ахметов
Юрий Гребенщиков
Альберт Филозов
Айша:
Наталья Кринская
Нонна Мейер
Ирина Прейс
Бекташ:
Волков
Гаврилов
Жанболот:
Сережа Гуськов
Александр Ахметов (уч-к студии)
Анатолий Елунин (уч.-к студии)
Алиман:
Генриетта Рыжкова
Толгонай:
Любовь Добржанская
Земля:
Тина Гурко
Дзидра Ритенбергс
Нонна Мейер
Касым:
Сергей Ляхницкий
Евгений Урбанский
Суванкул:
Алексей Глазырин
Александр Горбатов