Кино, Малая сцена
Программа фильмов братьев Алейниковых
Содержание программы:
Среда, 6 декабря. Под Знаком Меркурия.
В 16.00 – «Розовая мышь», 2023. Медиаопера Ираиды Юсуповой по одноимённому роману Виктора Ерофеева. Хронометраж: 2ч.30мин
В 20.00 – Программа фильмов братьев Алейниковых.
Четверг, 7 декабря. Под знаком Юпитера.
В 14.00 – «Синяя Птица. Трансформация», 2023. Режиссер: Евгений Похис, Марина Максимик. Первые три эпизода семисерийного фильма о том, что такое театр. Общий хронометраж трёх серий: 4 часа.
В 20.00 – Секретный показ. Хронометраж: 2ч.26мин (Рекомендовано СИНЕ ФАНТОМ для киноманов и умных зрителей)
Пятница, 8 декабря. Под знаком Венеры.
В 14.00 – «Синяя Птица. Трансформация», 2023. Режиссер: Евгений Похис, Марина Максимик. Четыре последних эпизода семисерийного фильма о том, что такое театр. Общий хронометраж четырёх серий 4 ч. 30 мин.
В 20.00 – Мир глазами Дебила. Творческий вечер Евгения Кондратьева.
«Сибирские завтраки» (2020-2023). Фрагменты дневникового видео-эпоса. Программа классических короткометражных фильмов маэстро. Хронометраж: 90 мин.
Кинотеатр параллельного кино Сине Фантом в Электротеатре Станиславский представляет космическую программу «Здесь кто-то был на малой сцене».
6-го, 7-го и 8-го декабря зрителю выпадет возможность затаив дыхание увидеть волшебного единорога классики параллельного кино, включая фильм-секрет. Каждый вечер станет звёздным откровением для современных киноманов, а в дневное время зрителя ждут отдельные сюрпризы в жанре нового кино-формата.
Куратор: Марина Максимик
Программа братьев Алейниковых:
«Здесь кто-то был», 1989. Хронометраж: 42 мин. В главной роли – Евгений Кондратьев, в ролях: Любовь Полищук, Константин Митенев; оператор Геннадий Беляев. Шедевр экзистенциального кинематографа.
«Нога к асфальту прилипает,
Твердеет след, почти остыл.
И бесконечный космос знает –
Здесь кто-то был, здесь кто-то был»
«Монструм Экзоссе», 1986. Хронометраж: 23 мин. В ролях – отходы завода пластмассовых игрушек «Огонёк».
Герои фильма – пластиковые отходы завода игрушек «Огонек» в Царицино, их прозвали Монструм Экзоссе. Пройдя путь от нового биологического вида и художественного направления в современном искусстве до обнаруженного исследователями в джунглях Амазонии языка диких племен, они агрессивно оккупируют масс-медиа, по ходу насилуя всё – мозги шведских школьниц и крупный рогатый скот. Термоядерная реакция пластмассы, захватившей мир, угрожает всему человечеству.
«Борис и Глеб», 1987. Хронометраж: 14 мин. В ролях – Борис Юхананов и Глеб Алейников. Первый в мире фильм-икона. Работает на развитие и стабильность ума.
«Ожидание де Била», 1989-1990. Хронометраж: 22 мин. В ролях – Глеб Алейников, Татьяна Диденко, Олег Попов. Главный приз кинофестиваля в г. Оберхаузен (Германия) в 1991 году. Трогательная история ожидания друга по имени Де Бил. В роли соседки главного героя – Татьяна Диденко, автор незабвенной передачи «Тишина #9».
«Машинистка», 1988. Хронометраж: 23 мин. В ролях – Олег Попов, Игорь Алейников и др. Что ждет эту мужественную женщину, свободно управляющую электрической печатной машинкой? Социалистический гиперреализм с элементами ментальной эротики.
В историю кино братья Алейниковы вошли как создатели «Параллельного кино», андерграундных фильмов, снятых на узкой пленке, таких как «Трактора» (1987), «Я холоден, ну и что?» (1987), «Жестокая болезнь мужчин» (1987), «Постполитическое кино» (1988). В системе официального кино братья Алейниковы начали работать в конце 1980-х годов. Сняв на базе киностудии «Мосфильм» короткометражный фильм «Здесь кто-то был» (1989) и полнометражный фильм «Трактористы 2» (1992). Игорь Алейников погиб в авиакатастрофе с женой Верой в 1994 году. Далее Глеб работал один.
«В среде московского андеграунда братьев Алейниковых называют постконцептуалистами. Они, что нетипично для постмодернистов, брали самих себя в качестве всей культуры и делали на этой основе кино, полностью состоящее из концептов их прошлого творчества. Многие из их экзерсисов были ловко замаскированы под любительские, домашние — иногда нарочно, как агитка или демистификация, иногда по халатности. Они не были намерены быть экспрессивными. В отличие от ленинградцев, в Алейниковых не было эпатажа. Их фильмы были спокойными и будто находились в пространстве свершившейся революции: рукодельные коллажи, хроника, архивно-помоечные материалы, тексты-титры, советские песни и гротескные кривляния перед 16-миллиметровой камерой. Но даже титр с фамилией уже был достаточно концептуален: он осознанно отсылал к одному из самых ярких мифов советского кино. Вынося свою малораспространенную фамилию в титр, режиссеры подчеркивали преемственность по отношению к Петру Алейникову, ключевому актеру эпохи сталинского малокартинья и советской целины. Из этого совпадения родились фильмы «Трактора» (1987) и «Трактористы 2» (1992) — оба производные от советских «Трактористов» (1939). Тот факт, что сами они были братьями-режиссерами, связывал их непосредственно с Люмьерами — а значит, с миром кино».
Гордей Петрик, «От некрореализма до ТНТ: история русского параллельного кино», журнал «Нож».