Концерт, Фойе
Серия перформативных концертов для ударных
Концерт 1. «Смятение чувств»
Концерт 2. «Невозможный язык»
ПОТОК
«Размышления о природе воды» (1986), композитор Джейкоб Дракман (1928 – 1996)
«И Цзин, №57» (1982), Пер Нёргард (р.1932)
«Loops II» (2002), Филипп Юрель (р.1955)
«BRAMPUTAPSEL #1 for liquid Shchelkin» (2019), мировая премьера, композитор Владимир Горлинский (р.1984)
Шесть миниатюр-«акварелей», посвященных воде: «Прозрачная – Проворно текущая – Безмятежная – Слегка беспокойная – Глубокая – Неумолимая» – созданы Джейкобом Дракманом как оммаж фортепианным прелюдиям Дебюсси.
57-я гексаграмма «Книги перемен» Нёргарда может быть переведена как «Мягкий, проникающий». Это своего рода плазма благозвучия, где звук непрерывно колеблется, плывет, и своеобразное использование репетитивности - главное, что структурирует эту квази-импровизационную композицию.
«Loops II» Юреля – ничто иное, как рондо с куплетами в форме петлей Мёбиуса (или диджейских лупов), и одновременно – непрерывный морфинговый поток. Горизонтали, сжимающиеся в вертикали и обратно, в конце концов превращаются в громогласный карильон.
Идея сочинения Владимира Горлинского возникла несколько лет назад и за это время пережила целый ряд превращений на всех ее уровнях: от инструментария до отношения исполнителя с пространством. Не упомянуть некоторые стадии (уже пройденные и неактуальные, как это ни грустно) этого поистине волшебного процесса невозможно: вначале был проект довольно сложного механизма с системой поршней, которые регулировали бы воздушные столбы звучащих объектов с разной скоростью, обеспечивая разницу резонанса и тембра; в какой-то момент возникла идея «длинной руки» или «длинного контроля», где перформер экстенсивно осваивает пространство, находясь в центре огромной канатной паутины и активируя множество объектов, простирающихся далеко за пределы аудитории. Настоящая версия ставит утопические и потому прекрасные задачи. Четыре независимых музыкальных времени требуют от исполнителя даже не фасеточного зрения, а максимальной децентрализации и – не исключено – отказа от собственной идентичности в перспективе, готовности принимать, подобно жидкости, любые формы.
Выступления Дмитрия Щелкина чрезвычайно перформативны: это не только концерты, но еще и действие, ритуал. Помимо использования очень редких ударных инструментов, исполняются музыки, написанные для «звуковых объектов» — обычных предметов, трактуемых как музыкальные инструменты, а также – различных электронных устройств.
По охвату исполняемой музыки цикл концертов является гидом по композиторам XX—XXI века, пропущенным через призму того, что писалось для ударных инструментов.
Дмитрий Щелкин. Выпусник Московской консерватории с отличием (класс Марка Пекарского), участник семинаров современной музыки в Трстенице (Чехия), академии IMPULS в Граце (Австрия), Дармштадских летних курсов (мастерские Кристиана Дирштайна и Мигеля Берната), мастерской Джеффа Бера по интерпретации Zyklus #9 Карлхайнца Штокхаузена, мастер-классов Жана Жоффруа, Эммануэля Сежурне, Петера Проммеля и Арнольда Мариниссена в Эйндховене (Нидерланды). Выступает как солист и ансамблевый музыкант. Его сольный репертуар охватывает диапазон от эпохи Возрождения (лютневые и клавирные композиции, исполняемые на клавиатурной перкуссии) до новейшего академического авангарда начала XXI века.
Дмитрий Щелкин — первый исполнитель в России сольных сочинений Сальваторе Шаррино, Хельмута Лахенмана, Жоржа Апергиса (с Ю. Фавориным), Майкла Финнисси, Франко Донатони, Франсуа-Бернара Маша, Пера Норгарда, Кевина Воланса. В качестве солиста и камерного музыканта осуществил множество российских и мировых премьер. Участник Ансамбля Марка Пекарского. В 2006-2012 гг. — участник ансамбля «Студия новой музыки». Сотрудничал с различными ансамблями современной музыки, в том числе «Tra I Tempi» (Бонн), «Alter Ego»(Рим), камерными оркестрами, ансамблями старинной музыки. Как исполнитель на фортепиано, клавесине и органе-позитиве выступал с ансамблем старинной музыки Московской консерватории и ансамблем Марка Пекарского. Один из организаторов группы импровизационной музыки «ERROR 404» (вместе с Алексеем Сысоевым и Юрием Фавориным). Сотрудничал с Центром электроакустической музыки Московской консерватории. Участник различных междисциплинарных и театральных проектов.
Выступал в Армении, Грузии, Азербайджане, Латвии, Чехии, Германии, Испании, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии. Участник международных фестивалей, среди них: фестиваль-школа «Территория», «Московский форум», Darmstädter Ferienkurse (Дармштадт), La Biennale di Venezia (Венеция), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», MANCA (Ницца), Schleswig-Holstein (Гамбург).