Золотой осел. Разомкнутое пространство работы
Композиция Мохнатая
Продолжительность: 4 часа с одним антрактом
Премьера состоялась 3 мая 2016 года.
Жизнетворческая опора проекта «Золотой осёл» — сюжет романа Апулей: Психее нужно пройти испытания, чтобы обрести благоразумие и мужество, Луций-осел посвящается в служители богине Изиде, чтобы сбросить личину животного. Композиции «Золотого осла» — это готовые спектакли, построенные из сцен-эпизодов, в которых текст романа сочетается с комментарием участников действия.
«Новопроцессуальный проект Бориса Юхананова, посвященный тексту Апулея "Метаморфозы, или Золотой осел", реализован в режиме разомкнутого пространства работы — нового для отечественной театральной практики жанра. [...] Текст Апулея в данном случае – идеальное пространство превращения театра в перформативную практику.
Роман "Золотой осел" рассказывает историю молодого человека по имени Луций, волей ошибки и собственного легкомыслия превращенного в осла. Внутри этой "рамки" есть множество приключений, каждое из которых представляет собой самостоятельную историю. В языке романа сплавлены разные виды языка: вдохновенная речь, язык застолья, язык власти, язык сакрального действа. А поскольку древняя культура – это культура различения языковых слоев, то ораторство было частью существования человека. Путешествуя по языку, Апулей берет разные способы организации речи и истории, и плетет из этого ткань своего рассказа. По сути, герой "Золотого осла" проходит по всем закоулкам и уровням языка, чтобы исчерпать и низ, и верх, и стать жрецом», — Виктория Пинчук, «Типичная Москва».
Композиция «Мохнатая». Синопсис
Психея странствует по свету в поисках своего возлюбленного — Амура, который покинул её, наказав таким образом за нарушение данной ею клятвы. Вопреки наставлениям своего невидимого супруга, она ослушалась сестёр своих и, сочтя Амура чудовищем, решилась отрезать ему голову бритвой. Но дерзкая лампа освещает тайны постели и Психея видит Купидона, бога любви, мирно покоящегося на ложе…
Тем временем появляется и сам Купидон, который рассказывает ту же самую историю, но уже совершенно в другом ключе. «Столкнулись два принципа. Эпический и драматический. И сейчас вы увидите, как одно войдет в другое…» – размышляет Изида-Цицер, один из адептов могущественной богини Изиды. Далее в игру вступает Биррена – молочная сестра матери Луция, главного героя романа. Она знакомит своего дорогого племянника с магическим городом и приглашает его в свой прекраснейший Атриум…
А на тихой лесной полянке три греческих богини – Венера, Юнона и Церера – устраивают «пикничок». «Найдите мне эту летунью Психею», – умоляет Венера, разливая божественный нектар по бокалам. А Психея так и странствует по миру, набираясь опыта и записывая в свою книжицу различные истории: о бесчеловечной женщине, осужденной на растерзание дикими зверями, о доброй кабатчице Мерое – ведьме, проделки которой вводят в немалый страх, о Сократе и Аристомене, ставшими жертвами злого и жестокого колдовства, о Харите, отомстившей за гибель своего супруга Тлеполема. Психея бродит между мирами, в поисках своего пути, как и Луций, преодолевает свои испытания в облике осла. Гусеница превращается в бабочку, темный лес – в храм. Но ослик еще не решается войти внутрь, а Психея продолжает поиски своего супруга…
Создатели
Исполнители
А также
Геракл: Валерий Ковалёв
Орфик «человек, уходящий из зала»: Альберто Аль Космико
Орфик «зритель в первом ряду с бутылочкой воды»: Сергей Животов
Папарацци: Рая Дощанова, Екатерина Любимова
Кабатчица Мероя: Екатерина Любимова
Сестра Мероя: Варвара Обидор
Гусеницы: Анастасия Казанцева
Харита: Татьяна Парамонова, Алёна Пожидаева
Венера: Екатерина Любимова
Хор-Бабочка: Александра Евдокунина
Тени: Александра Евдокунина
Докучный хор: Александра Евдокунина