Уважаемые зрители!
Театральное фойе и бар будут закрыты для посещения с 18 по 23 июня на монтаж и показы спектакля «Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи.

Со второй половины дня 23 июня фойе возобновит работу обычном режиме.

 

Памятная дата: 105 со дня рождения Лилии Гриценко

24 декабря 2022
Александра Давиденко (Дуэнья), Лилия Гриценко (Инесса), «День чудесных обманов». Реж. Ю. Мальковский, Г. Кристи, 1940-е. Фото из архива театра
8 фото

24 декабря мы вспоминаем народную артистку РСФСР Лилию Олимпиевну Гриценко (1917–1989), со дня рождения которой исполняется 105 лет. На заре Театра им.  К. С. Станиславского, в 1940-е – 1950-е, она была его безусловной первой актрисой, лирической героиней. На имя Гриценко продавали билеты, она первая была удостоена звания народной, для нее писали пьесы драматурги.

В 1937 году Гриценко, студентка расформированной студии при Большом театре, поступила в Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского, на оперное отделение в класс Антонины Неждановой. Одаренная и вокальным, и драматическим талантом, красотой, свободой и обаянием, Гриценко поначалу была занята одновременно и в оперных, и драматических спектаклях, пела партию Чио-чио-сан и княжны Мэри в одноименной опере Дехтерева, играла Инессу в популярнейшей «Дуэнье», музыкальной комедии по Шеридану. Ее музыкальность нуждалась в особом репертуаре и режиссуре, и возникший в 1941 году личный и творческий союз с Борисом Равенских, «музыкальным» режиссером, был настоящим совпадением двух единомышленников. Благодаря этому союзу родились комедии «С любовью не шутят» Кальдерона и «В тиши лесов» Павла Нилина. В начале 1950-х, когда Равенских пригласили в Малый театр, Гриценко пыталась уйти за ним, но главный режиссер Михаил Яншин не отпустил актрису, посчитав, что ее уход будет ударом для театра. О сыгранных ею в 50-х ролях мечтала бы любая актриса: наивная и целеустремленная Заречная в «Чайке», честная и чуткая Елена Тальберг в «Днях Турбиных». Лариса в «Бесприданнице» вызвала общественную дискуссию нетривиальностью трактовки – Гриценко играла ее хрупкой и сломленной, а не протестующей. А об ее чистой, порывистой, влюбленной Нине Чавчавадзе из спектакля «Грибоедов» критика писала взахлеб даже спустя десятилетия, вспоминая, что актриса играла «с той степенью обнаженности чувств, какая была в ту пору мало кому доступна». Несмотря на востребованность, в немузыкальных спектаклях, особенно по заурядным современным пьесам, Гриценко скучала, ища самовыражения в концертной деятельности, и в 1957 году все-таки оставила труппу, в течение нескольких лет гастролируя как камерная певица. Но 1960 году вновь соединилась со своим режиссером Равенских, но уже в Театре им. А. С. Пушкина.

Поделиться: