Уважаемые зрители, спектакли «Роналду никогда не догонит мою бабушку» 22 и 23 апреля и «Сад» 25 и 26 мая отменены по техническим причинам.

Правила возврата билетов можно узнать здесь.

Фотограф: Андрей Безукладников

Пиноккио

Режиссер: Борис Юхананов
Поделиться:

​​​​​Спектакль-лауреат национальной театральной премии «Золотая маска — 2021» в номинациях «Лучший спектакль в драме» и  «Лучшая работа художника по костюмам» (Анастасия Нефёдова). Также был представлен в номинациях за лучшую работу режиссера (Борис Юхананов), лучшую работу художника (Юрий Хариков), лучшую работу художника по свету (Юрий Хариков, Сергей Васильев, Алексей Наумов) и лучшую женскую роль (Светлана Найденова, Мария Беляева).

Диптих Бориса Юхананова по пьесе Андрея Вишневского – «Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр» – философская сказка про рождение деревянного человечка, которому пришлось сгореть, чтобы снова ожить, и пришлось увидеть театр, чтобы полюбить его больше жизни. Сквозная линия спектакля исполнена двумя актрисами, Марией Беляевой и Светланой Найденовой, не как дуэт, но как игру в единое существо, разговаривающее на разные, хотя и очень похожие, голоса и обладающее одним, детским и чистым сознанием. Но вокруг путешествия Пиноккио, получившего при своем втором рождении новые ножки от краснодеревщика Джепетто, закручивается целая вселенная, которую можно долго и с увлечением разгадывать.

После своего появления на свет в таинственном лесу раздвоившийся Пиноккио отправляется изучать мир и встречает массу опасных, непонятных, добрых и не очень созданий, каждый из которых по-своему влияет на человечка. Все эти встречи – со Сверчками, Птенчиками, великими режиссерами Манджафокко, старым китайцем и даже Брежневым – меняют не столько самого Пиноккио, сколько мир вокруг него. А зрителей заставляют полюбить деревянного человечка как самое искреннее и честное существо на свете.

Вторая часть спектакля, «Пиноккио. Театр», действительно посвящена театру – многоэтажному организму, полному как сакрального, так и профанного. Театр пугает наивных близнецов, но еще сильнее – очаровывает. Обученные итальянским мастером Алессио Нардином дель артевской пластике, актрисы, исполняющие роли Пиноккио, щебечут в унисон, то и дело ставя в тупик окружающих, циничных или заблудших созданий срединного мира. В «Театре» у каждого из актеров (а в «Пиноккио» занята практически вся труппа театра) есть свой бенефис, своя доза театрального кайфа. Мы видим коллекцию всевозможных стилей и жанров – от психологического театра до буффонады, в которые с наслаждением играют старые и молодые, опытные и новички, все, кто отравлен театром как ядом.

Мифологическая вселенная «Пиноккио» показывает рождение необыкновенного гомункула, который как будто бы прислан проверить мир на доверие и доброту. Но по пути мы оказываемся в таких эффектных и специально созданных мирах, что готовы забыть себя – как бывает в фантастических фильмах или с детьми, поглощенными сказкой. В этом смысле спектакль «Пиноккио» разговаривает со зрителем на очень разных языках, простом и сложном, философском и развлекательном, все для того, чтобы мы заново поверили в театр как в чудо.

 

При поддержке:

Премьера прошла в рамках фестиваля NET:

С особой благодарностью Андрею Епифанову за помощь в создании спектакля.


 

Читать дальше

Борис Юхананов, режиссер, художественный руководитель Электротеатра Станиславский:
«"Пиноккио" — очень важный для меня спектакль. Связано это с тем, в первую очередь, что я представляю нового неизвестного драматурга, личность, Андрея Вишневского. Я считаю его первым подлинно новопроцессуальным драматургом, создающим развивающиеся миры и тексты. В этом суть его замечательной, на мой взгляд, драматургии, совершенно неожиданной и очень отличающейся от других современных текстов. При этом я не делаю никаких толерантных жестов по отношению к пьесе, а создаю подлинный вариант театра. Андрей как драматург участвует практически во всех репетициях.
Этот спектакль мы делаем в соавторстве с Юрием Федоровичем Хариковым, в подлинном диалоге, складывающимся прекрасно и сложно. Также над проектом работают художник по костюмам Анастасия Нефёдова, композитор Дмитрий Курляндский, хореограф Андрей Кузнецов-Вечеслов — наша команда.
Работа над "Пиноккио" идет уже давно. Мы рассмотрели множество вариантов сценографии: Юрий Федорович создал фактически целую книгу вариантов. Это большой и значимый для театра проект, в котором занята почти вся труппа. В роли Пиноккио заняты две замечательные молодые актрисы: Светлана Найденова и Мария Беляева. 
"Пиноккио" — это спектакль, у которого есть черты метаоперы. Жанр спектакля — мистерия. В каком-то смысле «Пиноккио» продолжает важную для Электротеатра «сказочную линию», которую мы начали спектаклем "Синяя птица"». 

«Пиноккио. Театр» представляет энциклопедию способов театрализации мира: многократные легендарные сюжеты, дель арте в его буффонадной живости, наконец, любимый публикой русский психологический театр. Все эти истории и способы театрального существования показаны одновременно пародийно и сочувственно. Взять хотя бы джанк-паяцев, наркоманов игры, которые пускают театр по венам в надежде побыть на сцене: страшная и жалкая сцена, где пестро разодетые театральные пенсионеры в причудливых проволочных масках наперебой стремятся выступить со своими давно выношенными диалогами, да хоть песнями: «Дайте же спеть протагонисту!..»
К финалу спектакля полностью отождествляешь себя с Пиноккио, ищущим смысл и красоту там, где их не может быть, и обретающим, наконец, свое иллюзорное счастье в призрачном, придуманном мире. Или единственно реальном, кто знает. И уже не хочется думать, какими красками, звуками и лазерными приспособлениями достигается эффект твоего присутствия рядом с Саломеей, Дон Жуаном или Орфеем (в метаопере Электротеатра представлена едва ли не вся история мировой сцены). Магический визуальный театр обеспечивает зрителю полное растворение в этом сне, точно по формуле Кальдерона «Жизнь есть сон».
Журнал «Сноб»

Смотрите также Весь репертуар