Золотой осел. Разомкнутое пространство работы
Композиция Город
Продолжительность: 4 часа
Премьера состоялась 5 мая 2016 года.
Жизнетворческая опора проекта «Золотой осёл» — сюжет романа Апулей: Психее нужно пройти испытания, чтобы обрести благоразумие и мужество, Луций-осел посвящается в служители богине Изиде, чтобы сбросить личину животного. Композиции «Золотого осла» — это готовые спектакли, построенные из сцен-эпизодов, в которых текст романа сочетается с комментарием участников действия.
«Новопроцессуальный проект Бориса Юхананова, посвященный тексту Апулея "Метаморфозы, или Золотой осел", реализован в режиме разомкнутого пространства работы — нового для отечественной театральной практики жанра. [...] Текст Апулея в данном случае – идеальное пространство превращения театра в перформативную практику.
Роман "Золотой осел" рассказывает историю молодого человека по имени Луций, волей ошибки и собственного легкомыслия превращенного в осла. Внутри этой "рамки" есть множество приключений, каждое из которых представляет собой самостоятельную историю. В языке романа сплавлены разные виды языка: вдохновенная речь, язык застолья, язык власти, язык сакрального действа. А поскольку древняя культура – это культура различения языковых слоев, то ораторство было частью существования человека. Путешествуя по языку, Апулей берет разные способы организации речи и истории, и плетет из этого ткань своего рассказа. По сути, герой "Золотого осла" проходит по всем закоулкам и уровням языка, чтобы исчерпать и низ, и верх, и стать жрецом», — Виктория Пинчук, «Типичная Москва».
Композиция «Город». Синопсис
Луций впервые попадает в Гипату – магический город Фессалии. Он привез письмо для своего дяди Милона, одного из самых влиятельных людей этого города. На пороге дома его встречает соблазнительная служанка Фотида и проводит Луция в гостевую комнату. После теплого приема Луций собирается пойти в бани, но прежде отправляется на рынок, чтобы закупиться к ужину, и встречает там своего старого друга Пифия, с которым они вместе учились в аттических Афинах. Также на рынке он встречает свою тетушку Биррену, которая рассказывает ему о городе и приглашает к себе в гости на пир.
Горожане рассаживаются на трибунах в предвкушении увлекательного зрелища. Перед удивленными взорами публики разворачиваются несколько сцен: о грабителе Алциме, который попадает в комнату немощной старухи и хочет ее ограбить, но старуха выкидывает его в окно, и он разбивается насмерть; о Венере, которая ухаживает за своим больным сыном, встречает Психею и дает ей первое испытание – разложить пшено к пшену, горох к гороху; об осле, который в чужом огороде наедается сырых овощей, и в тот самый момент, как на него нападают и собираются убить – от испуга обдает всех дерьмом и спасается.
Город – это погружение в нижний мир. На следующем витке появляется и Демон Ада, сопровождающий путешествие. Луций, в облике осла, слышит историю о самом себе – как о человеке, который ограбил своего дядю Милона и скрылся в бегах. «Не виновен!» – пытается прокричать осел, но человеческая речь ему уже не подвластна; тот самый Гем, предводитель разбойников, раскрывает тайну своего успеха – переодевается в женское платье и в облике женщины, верхом на осле, с легкостью проезжает через самую середину вражеского отряда; мачеха сгорает страстью к своему пасынку и пытается склонить его к страшному преступлению.
Наконец, Луций добирается до бани, в которую шел, и попадает в настоящее чистилище: огонь разгорается и клубы пара мягко покрывают своим облаком души горожан.
Создатели
Исполнители
А также
Торговцы: реквизиторы
Тени: Алёна Пожидаева, Александра Евдокунина
Торговки (хор): Алёна Пожидаева, Александра Евдокунина
Душа Луция: Алеся Сковоринская
Богиня Диана: Александра Иощенко
Подружки Богини: Рая Дощанова, Анна Чернович
Горожане: Алеся Сковоринская, Александра Иощенко, Анна Чернович, Карина Арбельяни, Александра Евдокунина, Алёна Пожидаева, а также монтировщики и реквизиторы
Саксофонист: Сергей Храмцевич
Ди-Джей: Владимир Глушко
2-я женщина: Карина Арбельяни
Банщики: Карина Арбельяни, Алёна Пожидаева, Александра Евдокунина
Оркестр
Клавиши – Ксения Жиронкина
Саксофон – Андрей Баталеев
Бас-гитара – Дмитрий Таранов
Ударные – Алексей Бударин