Дорогие зрители,

Электротеатр работает в режиме covid-free, поэтому мы попросим у вас QR-код и паспорт при посещении театра.

Подробнее с правилами посещения Электротеатра можно ознакомиться по ссылке.

До встречи в театре!

Сцена из Композиции «Белая». Фотограф: Андрей Безукладников

Золотой осел. Разомкнутое пространство работы

Публичная сессия новопроцессуального проекта
Смотреть трейлер
Поделиться:

Премьера состоялась 3 мая 2016 года.

Античный роман «Золотой осел» рассказывает о приключениях молодого человека по имени Луций, волей ошибки и собственного легкомыслия превращённого в осла и вынужденного пройти путь инициации жреца. История осла-Луция — в романе Апулея основная, но не единственная. В тексте романа также встречается около двадцати вставных новелл, самая знаменитая из которых — история об Амуре и Психее. В спектаклях Электротеатра эти сюжеты также вплетаются в сценическое действие.

В начале жизни «Золотого осла» в Электротеатре, когда проект еще не обрел завершенную форму, одной из важных особенностей было приглашение зрителей к диалогу прямо в зале. Зритель мог живьем комментировать происходящее на сцене. Позднее эти комментарии, также как и комментарии самого режиссера, вошли в текст готовых спектаклей, но уже в исполнении артистов.

«Золотой осел» сегодня — это спектакли (а на языке проекта — «композиции»), поставленные художественным руководителем театра Борисом Юханановым в соавторстве с его учениками и артистами Электротеатра. Нелинейное, насыщенное действие трех композиций, «Мохнатая», «Белая» и «Город», происходит в сценографии Ивана Кочкарева, а герои спектаклей одеты в изящные костюмы авторства художника и многократного лауреата «Золотой маски» Анастасии Нефёдовой.


Публичная сессия новопроцессуального проекта Бориса Юхананова посвящена работе над текстом Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

Проект реализован в принципиально новом для отечественной театральной практики жанре Разомкнутого пространства работы. Заложенная в нем перспектива предполагает постоянное изменение, то есть развитие.

Каждый из пяти дней «Золотого осла» состоит из дневных (с 14:00 до 18:00) показов модулей – то есть самостоятельных работ участников проекта, которые могут быть представлены фрагментарно, могут в любой момент быть остановлены Юханановым и публично им прокомментированы. И вечерних композиций (с 19:00 до 23:00) – двух «Мохнатых», двух «Белых» и одного «Города». Композиции – это готовые спектакли, построенные из сцен-эпизодов, в которых текст романа сочетается с комментарием участников действия.Пятидневная длительность проекта отражает его структуру, устроенную как два крыла бабочки (каждое состоит из двух частей, верхней и нижней, «Мохнатой» и «Белой») и ее тела («Город»). Бабочка «рисуется» на глазах у зрителя в логической, но нелинеарной последовательности: сначала левое крыло, потом «гусеница-тельце» («Город»), и наконец – правое крыло. Как только бабочка дорисована, она взлетает, что означает превращение спектаклей-композиций в репертуарный цикл Электротеатра Станиславский. Физически бабочка тоже присутствует – она летает по сцене, живая.

Радикальность проекта заключается в том, что текст Апулея здесь взят целиком. А поскольку роман невозможно отделить от возникших на протяжении столетий наслоений и контекстов, то возможным способом решения оказывается художественная стратегия, в которой текст отдается на откуп разным индивидуальным сознаниям (режиссерам и артистам, сочиняющим модули).

Сюжет романа Апулея становится жизнетворческой опорой для проекта в целом: Психее нужно пройти испытания, чтобы обрести благоразумие и мужество, Луций-осел посвящается в служители богине Изиде, чтобы сбросить личину животного. А участникам проекта, пробующим индивидуальный стиль в работе над одним из важнейших текстов европейской культуры, нужно получить статус режиссера. В случае Разомкнутого пространства модулей функцию Изиды берет на себя сам Юхананов, организующий участникам проекта в реальном времени и при свидетелях «побои жизни, из соображений того, что ощутить реальность можно только пройдя сквозь нее, не просто прикасаясь к ней». В отличие от репетиции, которая скрыта от глаз посторонних наблюдателей (в репетиции можно только участвовать), Разомкнутое пространство модулей – это процесс становления спектакля на глазах у зрителя, которому предлагается высказываться и даже возмущаться. Внутренним правилом «Золотого осла», таким образом, становится принцип индукции – правила устанавливаются в процессе игры. Они всегда есть, но могут быть изменены.

Пресса

Смотрите также Весь репертуар