Безумный ангел Пиноккио. Мировая премьера кинотриптиха Бориса Юхананова
Продолжительность: 5 часов с двумя антрактами и обсуждением
Премьера состоялась 3 февраля 2024 года.
В рамках проекта «Театр в кино» Электротеатр и кинокомпания «Синетрейн» представляют мировую премьеру кинотриптиха Бориса Юхананова по пьесе Андрея Вишневского «Безумный ангел Пиноккио».
Фильм сделан на основе двух спектаклей Бориса Юхананова «Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр», в которых сказка превращается в философское фэнтези. Кинотриптих снят как самостоятельное произведение, сохраняющее смысл и нюансы спектакля, но переводящее его эстетику на киноязык во всей красоте технического совершенства. История о путешествующем сквозь миры Пиноккио, которого в фильме играет актриса Мария Беляева, дает зрителю магический опыт погружения в наивную и одновременно сложную, как и сам главный герой, реальность.
11 февраля в 15:00 Большом зале кинотеатра «Иллюзион».
КУПИТЬ БИЛЕТ
Фильм будет показан с двумя антрактами.
После показа — обсуждение с Борисом Юханановым.
Расписание показа:
14:00 — сбор гостей
15:00 — представление фильма
15:10-16:30 — Пиноккио. часть 1. Лес
Антракт (15 мин.)
16:45-18:30 — Пиноккио. часть 2. Спектакль
Антракт (30 мин.)
19:00-20:10 — Пиноккио. часть 3. Театр
Обсуждение
Борис Юхананов:
«Путь Пиноккио – это путь ангелической души, попадающей в срединный мир, то есть мир, в котором человеческое вытеснено нечеловеческим, – рассказывает Борис Юрьевич, – «Чистая душа деревянного человечка принимает на себя миазмы этой действительности. А театр есть то увеличительное стекло, которое огонь этих выделений превращает в пламя. Но безумный ангел Пиноккио проходит сквозь это пламя и в нем, как это положено в сказках, образуется сознание, с которым уже ничего никому нельзя сделать. «Пиноккио» – это история о неуничтожимой чистоте, выдержавшей натиск манипулятивной действительности.
В фильмическом языке мы стремились соединить необходимую красоту, выращенную в театре, и ту спектакулярность, что должна присутствовать в сказке и без чего в кино не будет и не может, как мне кажется, произойти чуда идентификации. Даже если это кино сделано в том режиме концентрации, которую сегодня позволяет нам время. Все снято в павильоне. Мы искали путь съемки, монтажа, организации света и музыки, где хотелось не упустить очарование большой истории – а сказка всегда ею является, особенно погруженная в своем сюжете в воспаленную театральность, в театр как образ мира».
В главной роли (Пиноккио): Мария Беляева. Свои последние роли – «Старичок» и «Король» – в фильме «Пиноккио» сыграл актер Владимир Коренев (1940 – 2021). В фильме также заняты молодые звезды театра и кино Антон Лапенко, Борис Дергачев, Дмитрий Чеботарев и Антон Филипенко.
«ПИНОККИО. ЛЕС» ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. РОЖДЕНИЕ ИЛИ ОТЕЦ
Хирург Джеппетто и его ассистент Вишня принимают в Волшебном Лесу роды: рожденный Древом Человечек донашивается в колбе в лаборатории Джеппетто, а затем сбегает. Пережив не одно опасное приключение, Пиноккио возвращается домой, засыпает у жаровни и сгорает дотла.
Джеппетто восстанавливает Пиноккио; не сразу, но делает ему новые ноги и отводит его в Волшебный Лес, где Пиноккио одевают в тонкое одеяние из лесного вещества, а сам уходит в город и меняет свой плащ на Азбуку для Пиноккио.
«ПИНОККИО.ТЕАТР» ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РОЗА И РАФФЛЕЗИЯ ИЛИ ТЕАТР
Плененный музыкой Пиноккио продает азбуку и вместо того, чтобы пойти в школу, покупает билет в Театр.
Перед глазами Пиноккио проходит вереница волшебных эпизодов, а затем ему является Роза, сотканная из Света. Пиноккио, взойдя из зала на сцену, входит в сияние Розы и срывает спектакль.
За срыв спектакля режиссер Театра Манджафокко приговаривает Пиноккио к сожжению, но затем заменяет меру наказания на то, чтобы подсадить Пиноккио, театрального неофита, на Театр, как на наркотик, чтобы жизнь вне сцены казалась Пиноккио сущим адом. С целью подсадки на «иглу» Театра, Манджафокко устраивает Пиноккио экскурсию по залам и уровням здания.
Пиноккио узнает, что Театр – совершенно необычная субстанция, находящаяся одновременно в разных временных пластах: в нашем времени и в тот момент истории Бытия, когда происходила утрата человечеством Рая. Пиноккио видит рой ангелоподобных существ, утративших Эдем. Существа ниспадают из гигантской Розы. Здание Театра («Игла») находится внутри этого Потока, «Игла» направлена в сердцевину Розы.
Манджафокко показывает Пиноккио, как он приманивает ангелов. При помощи Раффлезий – хищных цветков, поглощающих любое живое существо, завороженное их запахом и красотой.
Пиноккио совершает прыжок в Раффлезию, но не погибает, а превращается в грациозную лазурную марионетку.
Пиноккио собирается поставить мистерию «Житие Лазурного Принца». Манджафокко ему препятствует, так как опасается, что Пиноккио нарушит соотношение сил и потоков в Театре.
Пиноккио обнаруживает, что внутри Манджафокко заключен Нижинский, лучшее из всех театральных существ, то, кем Манджафокко когда-то был. Пиноккио помогает «внутреннему существу» Нижинскому на время покинуть оболочку Манджафокко. Манджафокко возвращает Нижинского обратно и выбрасывает Пиноккио за пределы Театра. Вихри уносят Пиноккио к центру Розы.